Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Выход из тупика

Автор: Пресс-папье

Высокопоставленные представители Ирана недавно заявили о намерении своей страны создать новый международный транспортный коридор Персидский залив - Чёрное море. С таким предложением, в частности, выступил министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф. Он также сказал, что обязательным условием функционирования этого коридора является сотрудничество и взаимодействие четырёх стран – Грузии, Ирана, Армении и Азербайджана. Осуществление данного проекта может, с одной стороны, серьёзно изменить геополитическую ситуацию в Закавказье, а, с другой стороны, укрепить позиции Тегерана как важного регионального игрока. К такому выводу приводит учет нескольких факторов.
Во-первых, Иран имеет ровные отношения со всеми тремя государствами Закавказья – Грузией, Арменией и Азербайджаном. В отличие, кстати, от его извечного регионального соперника – Турции, границы которой с Арменией уже долгие годы крепко закрыты. Во-вторых, стать транзитной для Ирана страной желают сами государства региона. В-третьих, транспортировка товаров и энергоносителей из Ирана в Европу через Закавказье – самый оптимальный на сегодня путь и для самого Старого Света, который, безусловно, заинтересован в углублении экономических связей с Тегераном. При этом обеспечивается выход ИРИ на Европу и активизация торгово-экономических отношений с государствами Черноморского региона. Таким образом, Иран может не только стать торговым узлом для стран Ближнего Востока и Азии, но и соединить их с Европой. В-четвёртых, в транзите через Южный Кавказ может быть заинтересована и Россия, хотя между ней и Ираном существует определённая конкуренция в регионе. Сегодня взаимоотношения между Москвой и Тегераном имеют тенденцию к углублению. И в этом смысле, Россия может также стать транзитной страной на пути из Персидского залива в Европу, используя свой статус причерноморского государства.
Имея в виду, мягко говоря, напряжённые взаимоотношения между Арменией и Азербайджаном, Тегеран стремится сохранить паритет между ними. Вот почему рассматривается создание двух параллельных коридоров: Иран-Армения-Грузия - Чёрное море и Иран-Азербайджан-Грузия - Чёрное море. Именно этим обстоятельством можно объяснить то, что Тегеран не уточняет, какому из этих вариантов он отдаёт большее предпочтение.
Между тем, многие в Ереване полагают, что более реалистичным и предпочтительным является всё-таки «армянский» маршрут. В отличие от Азербайджана, у Армении нет сколь-нибудь серьёзных политических противоречий с Исламской Республикой. Все 25 лет независимости Армении свидетельствуют о том, что Ереван и Тегеран – надёжные партнёры. К тому же транзит через Армению – кратчайший путь выхода Ирана на черноморские грузинские порты Батуми и Поти. По словам президента Армении Сержа Саргсяна, «реализация этого проекта облегчит международную перевозку грузов, иранским товарам будет предоставлена возможность выйти на европейские рынки при минимальных транспортных затратах, а также привлечь транзит грузов из других стран».
Разумеется, в Ереване не ожидают, что Тегеран станет, как говорится, «складывать все яйца в одну корзину». Более чем вероятно то, что иранская сторона нацелена развивать оба транзитных направления – и через Армению, и через Азербайджан. Но здесь есть важный нюанс – сотрудничество с Арменией на этом направлении, скорее всего, будет носить более интенсивный характер, и не только в силу историко-политических факторов. Дело в том, что в Тегеране существует конкретная заинтересованность в углублении экономических связей со странами - членами Евразийского экономического союза. А Армения – единственная страна - член ЕАЭС, имеющая сухопутную границу с Ираном. Именно это обстоятельство делает «армянский транзит» предпочтительней. Особенно, если строительство современной международной автомагистрали Север-Юг по территории этой страны (от армяно-грузинской до армяно-иранской границы) будет завершено в намеченные сроки.
Таким образом, у Армении в ближайшем будущем есть неплохой шанс минимизировать негативное воздействие продолжающейся турецко-азербайджанской транспортно-экономической блокады, превратившись из нынешнего, по существу, транспортного тупика в важную транзитную страну. Как результат, всё это может благоприятно отразиться и на её экономическом развитии.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте