Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Баку намерен развивать «разнонаправленные транспортные связи»

Автор: Пресс-папье

Смягчение режима международных санкций позволяет Ирану всерьез заняться вопросами расширения внешних торгово-экономических связей. Развитие экономики требует поисков транспортных путей для вывоза товаров на мировые рынки. Это важно и для всемерной реализации транзитного потенциала Ирана, имеющего выгодное географическое положение.
Неслучайно иранское правительство в последние годы активно продвигает идею строительства международного коридора из Персидского залива на север через Азербайджан в Россию и далее в Северную Европу. Другой более свежей инициативой является налаживание перевозок из Персидского залива в Черноморский регион с последующей перевалкой грузов в Восточную и Центральную Европу. Этот путь получил название «коридор Юг-Запад». О его важности для Тегерана в ходе апрельского визита в Тбилиси говорил и министр иностранных дел ИРИ Мохаммед Джавад Зариф.
В международном экспертном сообществе рассматриваются два варианта транзита из Персидского залива в Черноморский регион – через Армению и через Азербайджан.
В Баку, естественно, убеждены в преимуществе азербайджанского маршрута. Одним из его достоинств является то, что путь из Персидского залива через Иран и Азербайджан представляют собой компонент одновременно двух транспортных коридоров – Север-Юг и Юг-Запад. А это означает повышение эффективности инвестиций в строительство и модернизацию транспортной инфраструктуры.
Азербайджан модернизирует свою железную дорогу на участке Баку - граница с Грузией. Он является частью еще одного коридора – Восток-Запад. Реконструкция позволит повысить скорость грузоперевозок с нынешних 50-60 до 100-110 км/ч. Автомобильная дорога, проходящая параллельно этим железным путям, уже модернизирована, и в настоящее время 500 км из Баку до грузинской страницы по ней можно преодолеть менее чем за пять часов.
После обвала цен на нефть правительство Азербайджана повысило внимание к развитию транзитного потенциала страны, рассматривая его как альтернативный источник валютных поступлений в казну. Близ Баку, в поселке Алят были возведены крупный торговый порт и логистический центр при нем. Этот комплекс станет крупнейшим транспортным хабом на пересечении торговых путей с востока на запад и с севера на юг. Первая очередь порта уже сдана.
Ведется работа по развитию коридора Север-Юг. На стадии завершения находится строительство скоростной автомобильной дороги, соединяющей Баку с КПП «Астара» на азербайджано-иранской границе. Она позволит обеспечить прямые автомобильные перевозки по современным скоростным дорогам из Ирана на север (в Россию) и на запад (в Грузию).
Активно продвигается развитие железнодорожного коридора между Азербайджаном и Ираном. В прошлом году азербайджанская сторона построила 8-микилометровый железнодорожный мост в Иран через реку Астара.
Со сдачей на территории Ирана железной дороги Казвин-Решт-Астара (протяженность 350 км) стальные магистрали двух стран сопрягутся. Участок Казвин-Решт практически готов и будет сдан в этом году. В настоящее время ведется строительство отрезка Решт-Астара. Для ускорения работ Азербайджан принял на себя частичное финансирование проекта. Запуск данного маршрута будет означать налаживание прямого железнодорожного сообщения между иранскими портами Персидского залива и российскими портами Балтийского моря (Север-Юг), а также грузинскими портами Черного моря (Юг-Запад).
Важность наличия прямого железнодорожного сообщения от Персидского залива до Черного моря повышает привлекательность азербайджанского варианта коридора Юг-Запад. Во-первых, железнодорожный транспорт значительнее дешевле, чем автомобильные грузоперевозки. Во-вторых, перевозчикам не придется дополнительно тратить деньги и время на перевалку грузов с одного вида транспорта на другой.
Что касается армянского варианта рассматриваемого транзита по коридору Юг-Запад, то здесь стоит отметить наличие некоторых проблем. Во-первых, между Ираном и Арменией пока нет железнодорожного сообщения. Проект строительства железной дороги между двумя странами за более чем 10 лет не сдвинулся с мертвой точки в виду отсутствия финансовых средств и реальных инвесторов. Последняя оценочная стоимость проекта показывает 3,5 млрд. долларов. При этом 250 из 310 км этого маршрута проходят по горной местности Армении, что серьезно осложняет техническую сторону работ, не говоря уже об их удорожании.
Поэтому, как отмечают эксперты в Баку, грузоотправители отдадут предпочтение Азербайджану, так как через него проходит наиболее короткий по времени и эффективный в финансовом отношении путь перевозок из бассейна Персидского залива в Черноморский регион и далее – в страны Евросоюза.
Азербайджанский вариант транзита поддерживается и многими заинтересованными сторонами. Так, в 2016 году в Баку был подписан протокол о транспортном коридоре Юг-Запад между Азербайджаном, Грузией, Ираном и Украиной. Этим документом предусмотрено, что данный маршрут будет включать в себя следующие участки: Индия - Персидский залив - Иран - Азербайджан - Грузия - Украина - Европа. Преимущество коридора Юг-Запад перед другими маршрутами – в его скорости, считают в министерстве транспорта, связи и высокий технологий Азербайджана. Согласно тем же источникам, если для перевозки грузов по морю из стран Персидского залива и Индии в Европу (через Суэцкий канал) необходимо 30-40 дней, то по маршруту Юг-Запад – всего 15 дней.
«Если контейнеры сразу погрузить на железнодорожные составы и использовать паромы, то грузы из Индии в страны Европы можно доставлять одним видом транспорта. Выгодность маршрута через Азербайджан заключается в совпадении в нем коридоров Север-Юг и Юг-Запад.
Если у грузоотправителя товары значатся к отправке адресатам в Восточной и Северной Европе, то он может воспользоваться единым перевозчиком до логистического центра Алят близ Баку и там их распределить по соответствующим направлениям. Отсюда же морским транспортом грузы можно отправлять и в Казахстан», - отмечает экономический обозреватель агентства «Turan» Тогрул Джуварлы.
По его словам, помимо использования своих транзитных возможностей, Азербайджан и Иран имеют высокий потенциал для расширения торгово-экономического сотрудничества.
Азербайджан с его 10-миллионным населением – один из перспективных рынков сбыта продукции иранского сельского хозяйства и промышленности, которые после смягчения санкций демонстрируют рост. И этот фактор также мотивирует Тегеран развивать транспортные коммуникации с Азербайджаном, а через него – и с другими странами.
Прямое железнодорожное сообщение будет способствовать и увеличению взаимного потока туристов, который и так существенно возрос после того, как Баку смягчил визовый режим для граждан ИРИ, а также росту числа верующих из Азербайджана в места паломничества в Иране. В прошлом году, например, был запущен поезд из Нахичеванской автономной республики в иранский Мешхед, где находится одна из главных шиитских святынь – гробница имама Рзы.
Надо отметить, что в реализации проектов Север-Юг и Юг-Запад Азербайджан уже, что называется, переходит от слов к делу, организуя тестовые перевозки по уже существующей инфраструктуре. Так, дочерняя структура ЗАО «Азербайджанские железные дороги» – логистическая компания «ADY Express» – обеспечила транзит первых грузов из Индии в Россию по транспортному коридору Север-Юг. Осенью 2016 года из индийского города Бангалор на станцию Ворсино (Калужская область) в России были доставлены пять 40-футовых контейнеров с электрооборудованием. Груз был отправлен по морскому пути через индийский Мумбай в иранский Бендер-Аббас на побережье Персидского залива, а далее – по железной дороге до станции Казвин. Из Казвина груз автомобильным транспортом был доставлен в азербайджанскую Астару и затем железной дорогой уехал в Россию. В данном процессе были задействованы все участники транспортного маршрута Север-Юг.
Тогда же «ADY Express» отправила из Ирана в Европу по маршруту Юг-Запад десять вагонов с мрамором. Эти контейнеры были доставлены в азербайджанскую Астару автомобильным транспортом, а затем перегружены на железнодорожные платформы. С запуском же железной дороги Казвин-Решт-Астара необходимость использования автомобильного транспорта как промежуточного звена в перевозках по коридорам Север-Юг и Юг-Запад отпадет.
Таким образом, Баку ставит задачи по превращению Азербайджана в крупный транспортный хаб, где будут пересекаться пути различных географических направлений.
Источник в ЗАО «Азербайджанские железные дороги» отмечает, что оптимизм кампании в отношении коридора Юг-Запад обусловлен растом ежегодного товарооборота между Индией и европейскими странами. В настояшее время он составляет 25,5 миллиона тонн, и 94% этих грузов перевозятся дорогостоящим и долгим морским путем из Индийского океана через Суэцкий канал в Средиземное море. Коридор же Юг-Запад, в этом плане, выглядит намного привлекательнее, поскольку сокращает время доставки грузов в 2-3 раза и заметно снижает транспортные издержки. При этом максимальная пропускная способность «Азербайджанской железной дороги» составляет не менее 50 млн. тонн грузов в год, в то время как сегодня она загружена только на треть.
В Баку полагают, что развитие разнонаправленных транспортных связей страны будет иметь не только экономический эффект, но поспособствует повышению политической значимости Азербайджана для государств-партнеров в этих проектах, укрепит международные позиции страны.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте