Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Не в правах дело?

Автор: Пресс-папье

Первый официальный визит в Москву недавно избранного спикера Национального Собрания Армении Ара Баблояна получился весьма резонансным. На встрече со своим армянским коллегой председатель Государственной Думы России Вячеслав Володин предложил властям Армении закрепить в законодательстве страны официальный статус русского языка, чтобы национальные водительские права могли быть признаны на территории России. Подобное предложение было сделано в ответ на поднятый Баблояном вопрос о том, что после принятия соответствующего закона нижней палатой российского парламента «возникла сложная ситуация в плане признания национальных водительских прав в России».
Речь идёт о законе, запрещающем водителям с правами иностранного образца работать на территории РФ и предписывающем заменить иные водительские документы на российские. 14 июля Госдума сделала исключение для граждан тех стран Евразийского экономического союза – Белоруссии, Казахстана и Киргизии, где русский язык является государственным или официальным. Единственной страной ЕАЭС, в которой этот статус не закреплён, является Армения, поэтому на ее граждан положения данного закона не распространяются.
Отметим, что, по неофициальным данным, несколько тысяч мигрантов - граждан Армении работают сегодня в сфере транспорта без водительских прав России. Всем им грозит возвращение на родину с перспективой остаться безработными.
Во время переговоров в Госдуме председатель российской Госдумы прямо заявил: «Решения, о которых Вы говорите, нами приняты, они распространяются на граждан Киргизии и Белоруссии, так как правила дорожного движения граждане этих двух стран изучали на русском языке. Конечно, они знают правила, работая в России, и в том числе, в работе им помогает знание русского языка. Закрепите его как официальный, и тогда норма закона (от 14 июля – ПП) будет охватывать автоматически и Республику Армения».
Между тем, по утверждению Баблояна, уровень обучения русскому языку в Армении удовлетворительный, так как он преподаётся во всех школах, и знание русского языка у армянских граждан вполне достаточно для решения проблемы водителей, работающих в России. И вообще, как полагает спикер, вопроса закрепления в Армении русского языка в качестве официального нет в повестке дня, и не ожидается в будущем.
Судя по негативной реакции в армянских политических и общественных кругах, в Ереване болезненно восприняли предложение высокопоставленного представителя союзной страны. Некоторые даже охарактеризовали его как «грубый шантаж».
Представляется, что в данном случае проблема заключается не столько в водительских удостоверениях. Решением этого вопроса уже занимается Евразийская экономическая комиссия, пресс-служба которой сообщила, что предпринимаются шаги по устранению ограничений для работы водителей из стран-членов ЕАЭС: «Учитывая важность возникающей проблемы, принято решение вынести на Совет ЕЭК вопрос о разработке соглашения, которое будет учитывать взаимное признание водительских прав». Очевидно, что в Евразийской экономической комиссии есть понимание того, что российские законы о водительских правах нарушают несколько основополагающих принципов Евразийского экономического союза: свободу передвижения услуг, продукции, капитала и человеческих ресурсов.
Между тем, общеизвестно, что Армения – единственная страна бывшего СССР с практически моноэтническим населением, 98% которого составляют армяне. В то же время в 3-миллионной стране численность русских не превышает 15 тысяч. Поэтому, естественно, единственным государственным языком является армянский, и придания русскому языку подобного статуса особой необходимости нет.
Вполне вероятно, что высказывания Вячеслава Володина имеют под собой политический подтекст, а именно: Армении прямо указывается на то, что она должна последовать примеру других стран ЕАЭС и закрепить за русским языком статус государственного или официального. То есть, речь идет о давлении на государство-союзника по ЕАЭС и ОДКБ. Вряд ли в Москве серьёзно думают о том, что из-за водительских прав и предоставления возможности своим гражданам работать в России Армения пойдет на изменение законодательство и, тем более, на проведение общенародного референдума.
Отметим, что в последние годы Москва неоднократно и по различным поводам поднимает вопрос о придании русскому языку статуса второго государственного на пространстве СНГ и, в частности, в Армении. И каждый раз Ереван решительно отвергает эти предложения Москвы. Таким образом, можно констатировать, что состоялась очередная неудачная попытка навязывания государственного статуса русского языка стране-союзнику.
Впрочем, существует ещё одна причина, почему официальная Москва столь резко и прямолинейно ответила на запрос армянского руководства. Речь идёт о расширении и углублении связей между Арменией и западными военно-политическими и экономическими структурами. К примеру, в течение последнего месяца армянские военнослужащие принимали участие в учениях НАТО в Румынии и Грузии. А в ноябре намечается подписание уже парафированного соглашения о всестороннем и тесном сотрудничестве между Арменией и Евросоюзом. Многие в Ереване уверены, что Москве очень не нравится подобное сотрудничество Армении с Западом, тем более, в период, когда взаимоотношения между самой Россией с ЕС и НАТО стремительно ухудшаются.
Прямолинейная реакция Москвы может иметь обратный результат. Речь, конечно же, не идёт об изменении внешнеполитического вектора Армении. Ереван не собирается отказываться от союзничества с Россией. Имеется в виду другое – элементарное доверие, чего в последнее время не хватает во взаимоотношениях между странами. И проблема водительских прав – это всего лишь один из примеров недосказанности и недопонимания.
Может быть, подобное положение связано с тем, что оба государства имеют вполне естественные интересы также «на стороне»: Армения – в Европе и США, а Россия – в Азербайджане и Турции. Но тогда необходимо быть более искренними в отношении друг с другом и прямо заявить об этом.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте