Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Суть проекта БТК – обход России и Армении

Автор: Пресс-папье

В конце октября состоялась торжественная церемония открытия новой железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс (БТК), связывающей между собой Азербайджан, Грузию и Турцию.
Создание этого транспортного коридора продолжалось 10 лет. Оно неоднократно и по разным причинам, в основном, финансового характера, приостанавливалось, но в конце концов было завершено. Общая протяженность стального пути составила 826 километров.
Планируется, что на начальном этапе эксплуатации БТК в год будет перевозиться до 6,5 миллионов тонн грузов и до 1 миллиона пассажиров, а в последующем ее мощность должна составить до 17 миллионов тонн грузов и 3 миллиона пассажиров.
Эта магистраль должна стать одним из участков нового Шелкового пути, а горячий ее сторонник экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, который был главой Грузии в период начала строительства магистрали, исходил из мнения, согласно которому, главная ее ценность состоит в том, что БТК пойдет в обход России. Для бывшего грузинского президента была не столь важна экономическая составляющая проекта, сколько политическая. Отсюда и возникает вопрос: а есть ли для Грузии экономическая выгода от этого транспортного коридора?
Сооружение грузинского участка обошлось Тбилиси в 775 миллионов долларов. По первоначальным расчетам, его цена должна была составить примерно 200 миллионов долларов, и Грузия взяла кредит на эту сумму под один процент годовых на 25 лет у Азербайджана. Затем стоимость возросла еще на 575 миллионов. Их тоже дал Баку – на 25 лет, но уже под 5 процентов годовых. Выплачивать эти кредиты страна будет за счет доходов от грузовых и пассажирских перевозок по БТК. Но делить их на своем участке ей придется, как договорено, с Азербайджаном. Кроме того, именно представители соседнего государства будут устанавливать тарифы на перевозку грузов и пассажиров. И это серьезная зависимость. Кроме того, Грузии поставлено условие, чтобы по новой магистрали не перевозились товары из Армении. Правда, к этому отношение у многих экспертов скептическое, они напоминают о белорусском опыте продажи, в частности, польских яблок в условиях эмбарго в Россию. Тем не менее, такое ограничение для Грузии присутствует и неизвестно, сколько еще оно будет сохраняться.
Один период высказывались опасения, что грузопотоки по БТК негативно отразятся на работе грузинских черноморских портов, особенно, Поти. В 2012 году, в свою бытность премьер-министром Грузии, Бидзина Иванишвили высказывал такое скептическое мнение, как и сомнение в достаточности загрузки магистрали. Тогда премьер-олигарх говорил о необходимости подключения к пользованию магистралью Казахстана. Однако у последнего есть альтернативный путь – через Российскую Федерацию, которым он сейчас и пользуется. Правда, грузинские и азербайджанские эксперты считают, что по новой магистрали грузы будут доставляться в Европу и обратно значительно быстрее. Например, что касается отправлений из Китая, то скорость транспортировки будет в четыре раза выше. Что ж, остается проверить это на практике.
Что касается «внутренних» плюсов для Грузии, то они не вызывают ни малейшего сомнения. В регионе Самцхе-Джавахети, через который БТК идет в Турцию, появились новые рабочие места – их более тысячи. Доставка грузов из региона в Тбилиси станет значительно дешевле.
Тем не менее, чтобы БТК как проект стал максимально эффективным, как это не парадоксально, нужна Россия. Необходимо восстановить железнодорожное сообщение через абхазский участок железной дороги, со всеми вытекающими отсюда экономическими последствиями. А тут мешает та самая политика, результаты которой привели к нынешним «замороженным» отношениям между Москвой и Тбилиси. Россия может потерять часть доходов от перевозки сухопутных грузов с появлением БТК, ведь сейчас основная часть этих грузов из Китая идет по Транссибу. Здесь многое будет зависеть от тарифов на перевозки. Начинается конкуренция, и остается ждать ее итогов. Как ожидают грузинские эксперты, ситуация прояснится, вероятнее всего, где-то через год. Именно тогда станет ясно, что перетягивает в этом проекте – политика или экономика.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте