Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Год достижений и побед: в 2017 году Армения улучшила свои стратегические позиции (09.01.2018)

Автор: Арам Саргсян

Интервью с директором Центра региональных исследований Ричардом Киракосяном.
«Жаманак»: - Г-н Киракосян, каких результатов Армения добилась в 2017 году в области внешней политики и безопасности? Что Вы можете сказать о главных внешнеполитических направлениях и, в частности, по поводу взаимоотношений Армения-Россия, Армения-Евросоюз, Армения-НАТО, Армения-США и Армения - соседние страны?
Р.К.: - В общем, в этих областях прошедший 2017-й стал годом успехов и побед. Тем не менее, в его начале была некоторая неопределенность. Но конец года был более удачным: Армения подписала стратегическое соглашение с Евросоюзом, улучшила свои позиции в военном плане, в смысле защищённости и безопасности, а также углубила динамику преобразований.
Главным вызовом, с которым столкнется страна в 2018 году, продолжает оставаться переход к парламентской форме правления, и это весьма важно в контексте восприятия Азербайджаном изменений в Армении.
Начало 2017 года было неопределённым и в плане экономики. Поэтому в этом отношении 2018-й не будет повторением успехов и побед 2017-го. Но в более широком, стратегическом плане, в Армении зафиксирован прогресс. Тем не менее, его глубина, прочность и скорость нас не удовлетворяют.
«Жаманак»: - Таким образом, Вы считаете, что в 2017 году мы имели больше достижений, чем упущений?
Р.К.: - В этой связи приведу несколько примеров. Во-первых, Армения подписала новое, стратегическое соглашение с Европейским союзом, и, что более важно, Россия не воспрепятствовала этому подписанию. Во-вторых, несмотря на членство в Евразийском экономическом союзе, Армения смогла свести к минимуму экономические убытки и по возможности улучшила стратегические позиции в ЕАЭС. В-третьих, улучшились наши позиции в военной сфере после военных столкновений 2016 года (в Нагорным Карабахе – ПП), и сегодня Армения и Нагорный Карабах намного лучше подготовлены к новым возможным нападениям и находятся в лучшей позиции в дипломатическом плане. И, в-четвёртых, внутриполитические факторы будут влиять на внешнюю политику. И именно здесь переход к парламентской системе правления продемонстрировал начало новой модели парламентской внешней политики, включая контроль и отчетность.
«Жаманак»: - Можно ли сделать вывод о том, что по итогам 2017 года внешняя политика нашей страны стала более сбалансированной?
Р.К.: - Да. Если посмотреть глубже, то очевидно, что Армения и стремилась, и достигла определенной степени баланса, чего не хватало прежде. В частности, речь идёт о том, что были сбалансированы отношения в области безопасности с Россией, и в то же время углубились связи с Западом, а также с Китаем. Таким образом, внешняя политика Армении сегодня более, так сказать, комплементарная, сбалансированная. И данные тенденции необходимо укрепить и углубить.
«Жаманак»: - Вы отметили подписанное новое соглашение с Евросоюзом. Какого прогресса мы добились в западном направлении, в частности, в отношениях с НАТО, ЕС и, конечно же, с Соединенными Штатами. В конце концов, в чем состоит их стратегическое значение? Может ли данное направление быть равноценно армяно-российским отношениям?
Р.К.: - В углубляющихся отношениях с Западом есть две стратегические составляющие. Первая и главная – это то, что эти отношения дают Армении больше возможностей для лавирования. В то же время они выгодны в экономическом плане, с точки зрения инвестиций. Соединённые Штаты сегодня активно вовлечены, к примеру, в энергетический сектор Армении. Продолжают увеличиваться объемы торговли с отдельными странами Евросоюза.
Второй важный стимул имеет больше тактическое значение. Углубляя свои взаимоотношения с Западом, Армения будет больше вынуждать Россию уважать себя. Поэтому даже пророссийские представители политического истеблишмента Армении осознают, что насколько страна будет больше работать с Западом, настолько больше пользы она получит от России. И это очень перспективная политика.
В то же время в 2018 году произойдут очень важные визиты на высшем уровне. В Армении побывают президент Франции и премьер-министр Канады (в рамках очередного саммита франкоговорящих стран – ПП), что только укрепит стратегические позиции Армении.
Безусловно, есть определенный кризис в армяно-российских отношениях. Тем не менее, Армения сегодня – единственная страна ЕАЭС, которая имеет партнерские отношения на высоком уровне с ЕС. Следовательно, она может стать мостом между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом.
«Жаманак»: - Как, по-Вашему мнению, российская политическая элита относится к внешней политике Армении в других, в частности, западном направлении? На официальном уровне Москва не показывает недовольство и говорит: «Мы не видим проблем», в то же время существует серьезное недовольство, или же, скажем точнее, истерия на более низком уровне. Имеются в виду эксперты, информационное поле. Ведь это определенное отражение российской политической мысли?
Р.К.: - По правде говоря, я не понимаю подобные проявления российской политики, поскольку они весьма противоречивы. Кажется, что на государственном уровне Россия понимает, какой вред (этим) нанесен взаимоотношениям с Арменией. Но, с другой стороны, она организовывает очень примитивную пропагандистскую кампанию против Армении, что является не только оскорбительным, но и весьма высокомерным и близоруким шагом. Иными словами, подобного рода нападки проправительственных российских СМИ против Армении беспокоят и разочаровывают больше, чем даже продажа Москвой оружия Азербайджану. Все это свидетельствует о том, что российская «мягкая сила» в отношении Армении – весьма опасна и неконструктивна. Ещё раз повторяю: я не понимаю логику всего этого. С одной стороны, позиция правительства России, а, с другой, организованная против Армении кампания российских проправительственных масс-медиа.
«Жаманак»: - И можно констатировать, что, когда информационное поле является одним из элементов государственной политики, это политологическая истина...
Р.К.: - Да, особенно в России. В этой стране уже нет независимой прессы. Все СМИ, особенно, телеканалы, полностью контролируются Кремлем. Следовательно, эта антиармянская кампания не может быть оправдана со стороны правительства и определенных властных кругов. Поэтому, да, это весьма серьезный вопрос.
С другой стороны, это показывает, что Армения повысила степень баланса во внешней политике, лучше защищает свою независимость и суверенитет. И очень часто я прихожу к выводу, что Россия, как и Турция, уважает только силу. Думаю, это наилучший подход к России, когда Армения вынуждает уважать себя и защищает свои интересы.
(…)
«Жаманак»: - На какие характерные, важные процессы Вы можете указать в Карабахском урегулировании? Укрепились ли наши позиции после 2017 года?
Р.К.: - По большому счёту, да, как в плане дипломатии, так и в военном плане. Тем не менее, более важен вопрос, насколько ослаблены позиции Азербайджана. Также приятным сюрпризом является тот факт, что укрепились позиции Нагорного Карабаха. В лице новоназначенного министра иностранных дел Масиса Маиляна мы имеем профессионального дипломата. И это ещё одна причина осуществления нашего призыва, если не требования – возвращения Нагорного Карабаха за стол мирных переговоров.
«Жаманак»: - Можно ли ожидать, что в 2018 году Нагорный Карабах будет напрямую принимать участие в переговорном процессе?
Р.К.: - Это не вопрос ожиданий, а справедливое требование Нагорного Карабаха. В любом конфликте невозможно прийти к мирному урегулированию без согласия всех сторон. И с этой точки зрения, Нагорный Карабах должен принимать участие в дипломатическом процессе в рамках мирного урегулирования. Поэтому безосновательны аргументы тех, кто выступает против его участия в переговорах.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте