Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Альтернативный маршрут с «глобальным контекстом»

Автор: Пресс-папье

Представители правительства Грузии и швейцарская компания SGS недавно подписали долгосрочный контракт по мониторингу и таможенному администрированию ныне не функционирующих транспортных коридоров через Абхазию и Южную Осетию. Этот документ не затрагивает проблему статуса бывших грузинских автономий.
Реализация данного соглашения может стать конкретным шагом не только в вопросе нормализации российско-грузинских отношений, но и в предоставлении соседней Армении альтернативной сухопутной связи с Россией. Сегодня по территории Грузии осуществляется до 80 процентов внешнеторговых операций Армении, а единственный функционирующий на российско-грузинской границе контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» из-за своего географического положения и суровых климатических условий с трудом справляется с объёмами грузоперевозок.
Еще в ноябре 2011 года Россия и Грузия подписали соглашение «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами», согласно которому открывается возможность задействования транспортных коммуникаций по территории Абхазии и Южной Осетии. Именно по этому документу швейцарская мониторинговая компания SGS получает возможность обеспечения мониторинга грузов по обе стороны границы Абхазия-Грузия и Южная Осетия-Грузия.
Судя по всему, главным лоббистом и заинтересованной стороной открытия данных транспортных коридоров является Армения, хотя она прямо и не вовлечена в этот процесс. Вопрос в том, что экономические отношения между Ереваном и Москвой во многом зависят от погодных условий на Военно-грузинской дороге и КПП «Верхний Ларс», который перманентно закрывается из-за снегопадов, лавин и селей. К тому же пропускная способность этого контрольно-пропускного пункта ограничена из-за сложного горного рельефа.
Правда, существует и морской путь – через грузинские порты на Черном море. Однако данный маршрут в финансовом плане довольно дорог. И вполне естественно, что на протяжении последних лет одной из основных тем в переговорах армянского руководства с российскими и грузинскими коллегами является вопрос возобновления функционирования транспортных коридоров в Абхазии и Южной Осетии, что позволит Еревану диверсифицировать транзитные маршруты в сторону России.
Вплоть до последнего времени Тбилиси к этому вопросу относился весьма негативно, учитывая нерешенность конфликтов со своими бывшими автономиями и, соответственно, с Москвой. Однако, судя по всему, геополитическая конъюнктура в Закавказье меняется, и она связана с транзитом именно через Южную Осетию. В отличие от проходящей через Абхазию железной дороги, здесь чувствуется большая заинтересованность со стороны, как грузинских и югоосетинских властей, так и Москвы.
Основная причина возможного открытия транспортных путей в Закавказье – это учёт интересов Армении. По утверждению премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили, теоретически, при форс-мажорных обстоятельствах Ереван мог бы воспользоваться транспортными коридорами через Абхазию и Южную Осетию. Речь идет о Верхнем Ларсе, где грузовые машины, загруженные армянской продукцией, зимой и ранней весной перманентно скапливаются на КПП вследствие неблагоприятной погоды. При открытии транзита через Рокский тоннель, который связывает Россию с Южной Осетией, открывается альтернатива для грузоперевозок Россия-Армения и обратно. Речь идет об автомобильном сообщении по более безопасной и удобной дороге, находящейся к тому же в сравнительно благоприятной климатической зоне.
Можно полагать, что в экономическом плане прямая заинтересованность России в открытии альтернативного коридора пока конкретно не видна. Судя по всему, в данном вопросе Москва лоббирует интересы своего стратегического союзника – Армении. Поэтому можно предположить, что в ближайшее время и Россия выполнит свои обязательства и оформит контракт со швейцарской компанией.
Между тем, Тбилиси идёт на компромиссы в вопросе открытия альтернативной транзитной дороги на Армению, учитывая различные обстоятельства. В частности, в последние годы и, особенно, после недавнего открытия железной дороги Карс-Тбилиси-Баку, Грузия в экономическом плане всё больше попадает в прямую зависимость от Турции и Азербайджана. Поэтому ей необходим определенный геополитический баланс – в контексте активизации экономических отношений с Москвой и Ереваном.
Нельзя исключать и следующее. Во властных кругах Грузии просчитывают перспективы нормализации связей с Россией в торгово-экономической сфере. И здесь Армения может сыграть роль посредником, учитывая её союзнические отношения с Москвой и дружеские – с Тбилиси.
Влиятельный армянский интернет-портал «1in.am» полагает, что согласие Тбилиси открыть для Армении альтернативный транспортный путь имеет глобальный контекст, который обусловлен новым рамочным соглашением, подписанным недавно между Ереваном и Европейским союзом: «Мы глубоко убеждены, что в основе этой инициативы Тбилиси заложено также и действенное вмешательство Брюсселя, который прилагает усилия для обеспечения альтернативы для Армении, тем более, что Турция для Армении впредь не является дорогой во внешний мир. В более глобальном контексте, европейские стремления, интеграция придают новое содержание, новый цивилизационный характер армяно-грузинским отношениям».
Открытие альтернативного транспортного коридора Россия-Грузия-Армения может привести и к усилению фактора Ирана, имеющего дружественные отношения со всеми этими странами. Начавшая работать в декабре прошлого года свободная экономическая зона «Мегри» на армяно-иранской границе, несомненно, заинтересует Грузию, которая выступает за расширение торгово-экономических связей с Тегераном. В свою очередь, последний стремится углубить свои отношения с Евразийским экономическим союзом, в который входят Армения и Россия. И в этом отношении транзит иранского грузопотока через Армению, Грузию и далее – в Россию, несомненно, даст дополнительный импульс экономическим связям между этими странами, а Армения, в свою очередь, станет связующим звеном между Ираном, ЕАЭС и Грузией.
В то же время открытие альтернативного транспортного коридора станет для Еревана конкретным шагом по его выходу из блокады, организованной Турцией и Азербайджаном.
Таким образом, в Закавказье происходят многообещающие процессы, которые могут изменить геополитический расклад в регионе.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте