Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Конец «футбольной дипломатии»

Автор: Пресс-папье

Президент Армении Серж Саргсян объявил об аннулировании армяно-турецких протоколов о нормализации двусторонних отношений. Тем самым, завершился этап так называемой «футбольной дипломатии», целью которой было примирение двух соседних государств - исторических противников.
Когда в 2008 году Серж Саргсян пригласил тогдашнего президента Турции Абдуллу Гюля посетить в Ереване футбольный матч сборных двух стран в рамках отборочного цикла чемпионата мира, международное сообщество восприняло этот шаг как начало серьёзного прорыва во взаимоотношениях между странами, имеющими серьёзные нерешённые проблемы. Главная из них – нежелание руководства Турции признать Геноцид более полутора миллионов армян в Османской империи в начале прошлого века. К тому же Анкара поддерживает Азербайджан в вопросе урегулирования Карабахского конфликта. Как результат – Турция в 1993 году закрыла сухопутную границу с Арменией, и между странами нет дипломатических отношений.
Желание лидеров Армении и Турции нормализовать двусторонние отношения привело к конкретному результату: 10 октября 2009 года в Цюрихе министры иностранных дел подписали два документа – «Протокол о развитии двусторонних отношений» и «Протокол об установлении дипломатических отношений». О степени заинтересованности международного сообщества в армяно-турецком примирении говорит тот факт, что на церемонии их подписания присутствовали министры иностранных дел России, Франции и Швейцарии, государственный секретарь США, а также Верховный представитель ЕС по внешней политике. Таким образом, они стали неофициальными гарантами новых отношений между Ереваном и Анкарой.
Важность подписанных протоколов состояла в том, что Ереван и Анкара взяли на себя, как юридические, так и политические обязательства. Более того, были названы конкретные сроки их реализации. Но вначале документы должны были быть ратифицированы парламентами двух стран, а этого не произошло из-за ужесточения позиции Анкары. Сразу же после подписания протоколов она для ратификации документов в турецком парламенте поставила перед Арменией предварительное условие: осуществление конкретных шагов по урегулированию Карабахского конфликта. Иными словами, речь шла об уступках со стороны Еревана.
Вся алогичность ситуации состояла в том, что в течение всего периода переговоров, вплоть до подписания Цюрихских документов, со стороны Анкары не было и речи о необходимости совмещения двух процессов – нормализации армяно-турецких отношений и Карабахского урегулирования. Подобного предусловия не было и в подписанных протоколах. Анкара, по сути, пошла на торпедирование процесса примирения с Ереваном. Это произошло после того, как Баку прямо обвинил Турцию в «предательстве» братских интересов. Более того, Азербайджан пригрозил приостановить все связи с Анкарой, а на улицах Баку проводились антитурецкие митинги и демонстрации, в ходе которых дипломатическое представительство этой страны забрасывалось камнями, а также сжигались турецкие флаги и портреты турецких лидеров.
Принимая во внимание изменившуюся позицию Турции, Ереван в соответствии с указом президента приостановил процесс ратификации протоколов в армянском парламенте.
Сегодня армянское руководство обвиняет Турцию в срыве процесса примирения. По словам Сержа Саргсяна, «Армения сделала всё возможное для того, чтобы не оставлять грядущим поколениям бремя урегулирования отношений между нашей Республикой и Турецкой Республикой. Нашим желанием было, чтобы это бремя мы пронесли, завершили процесс и не оставили на их плечи. Однако в течение прошедших после подписания протоколов девяти лет Анкара, возвратившись к своим безосновательным предусловиям, не только не сделала шагов по ратификации протоколов и их вступления в силу, но также не оставила никаких сомнений, что и не собирается осуществить этот процесс».
Конечно, поведение Турции является основной причиной провала процесса армяно-турецкого примирения. В то же время, анализ «футбольной дипломатии» приводит к выводу о том, что этот проект имел мало шансов на успех, поскольку изначально обе стороны ставили перед собой тактические, а не стратегические цели.
В феврале 2008 года Серж Саргсян был впервые избран на пост президента Армении. Однако его победа была весьма неоднозначно воспринята оппозицией, которая проводила в центре Еревана многодневные перманентные митинги и демонстрации, сопровождавшиеся даже человеческими жертвами.
В подобной ситуации Саргсяну очень важно было добиться легитимизации своего статуса, как внутри страны, так и на международной арене. Неожиданная инициатива нового армянского лидера по нормализации отношений с историческим противником оказалась как нельзя кстати. И вполне естественно, что этот шаг имел положительный резонанс на международной арене. К тому же, сам факт того, что официальный Ереван начал столь беспрецедентный и во многом труднореализуемый процесс, был также весьма высоко оценён во всех мировых центрах. Тем самым ставилось под большой вопрос распространённое представление об Армении как о стране, живущей стереотипами прошлого.
У Турции были свои резоны поддержать инициативу армянского президента. В начале процесса «футбольной дипломатии» она ещё надеялась на вступление в Европейский союз. И для того, чтобы показать Старому Свету, что Турция – нормальная цивилизованная страна, стремящаяся иметь открытые границы с соседними странами, Анкара согласилась начать процесс примирения с Ереваном. Кстати, именно тогда она объявила о выстраивании внешне политики по принципу «ноль проблем с соседями».
В то же время Анкара стремилась приостановить или, по меньшей мере, замедлить процесс международного признания Геноцида армян в Османской империи. И начало прямого диалога с Арменией давало ей конкретный повод для обращения к соответствующим странам, чтобы те воздержались от этого.
Сегодня все геополитические центры, под чьим непосредственным патронажем были подписаны Цюрихские протоколы и которые были заинтересованы в нормализации армяно-турецких отношений, весьма индифферентно относятся к этому процессу, если не сказать, что он их уже практически не интересует. Поэтому они никак не отреагировали на аннулирование Ереваном армяно-турецких протоколов. Очевидно, что для этого есть серьезные причины. За последние 10 лет мир очень изменился, и уже появились новые геополитические реалии. Сейчас в центре внимания международного сообщества находятся другие регионы, к примеру, Украина и, особенно, Сирия. Армяно-турецкое примирение давно не входит в число приоритетных тем для мировых держав. Для них важно нейтрализовать фактор Турции.
Как показывает история, да и современные реалии, чем больше Анкара получает возможность играть активную региональную роль, тем больше она желает расширить своё геополитическое влияние и пространство, что, естественно, не нравится мировым игрокам. В качестве одного из факторов, ограничивающих влияние Турции, Запад активно использует вопрос Геноцида армян. Последний пример – принятие соответствующих резолюций по этому поводу парламентом Нидерландов. Со своей стороны, самый активный посредник в процессе «футбольной дипломатии», Соединённые Штаты Америки, по существу, проводят в отношении Турции политику изоляции. Что же касается России, то сегодня её сотрудничество с Анкарой носит явно тактический характер, так как на стратегическом уровне они исторически - геополитические оппоненты.
В складывающейся ситуации вовсе не исключено, что решение Еревана об аннулировании армяно-турецких протоколов о примирении было в какой-мере согласовано с Москвой. Конец этого процесса означает также конец увязки Карабахского урегулирования с перспективой нормализации армяно-турецких отношений. И, соответственно, Анкара не сможет напрямую повлиять на урегулирование этого конфликта. Подобное развитие событий, безусловно, устраивает Москву, так как один из её главных геополитических конкурентов теряет своё влияние в Закавказье.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте