Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Баланс и преемственность

Автор: Пресс-папье

Переизбранный на четвертый президентский срок Ильхам Алиев при формировании нового правительства Азербайджана остался верен своему стилю и принципам резко не менять команду, обеспечить преемственность, соблюсти баланс интересов между элитами. В то же время, некоторые новые назначения обозначают тренд той политики, которой президент намерен проводить в предстоящие семь лет. В новой конфигурации власти просматривается и тенденция плавного усиления позиций первой леди государства и первого вице-президента страны Мехрибан Алиевой.
Отправив правительство в отставку, после своей инаугурации 18 апреля Алиев не стал тянуть с формированием нового состава кабинета министров АР. 21 и 23 апреля он подписал два распоряжении о назначении членов нового правительства. Пожалуй, самым сенсационным стало назначение премьер-министра страны. То, что 83-летний Артур Расизаде оставит этот пост, не вызывало сомнений. Однако вряд ли кто-то мог предположить, что новым премьером станет 71-летний помощник президента Азербайджана по внешним связям Новруз Мамедов, который был привлечен к работе в госаппарате, когда ему было уже за 50.
Выпускник французского отделения Азербайджанского пединститута иностранных языков Н. Мамедов после окончания вуза в 1970 году занимался научно-педагогической деятельностью с краткосрочными периодами переводческой работы в Гвинее и Алжире. В 1997 году он был назначен заведующим отделом зарубежных связей администрации президента, с 2012 года также занимал и должность заместителя главы администрации президента. Помощником президента по внешним связям он стал 1 июня 2017 года.
До сих пор невысокого роста, обладающий тихим голосом Новруз Мамедов больше воспринимался как переводчик, нежели как советник, а тем более, советчик президента, так как напоминал, скорее, офисного клерка, чем влиятельного высокопоставленного госчиновника. Критики азербайджанских властей усмотрели в этом назначении отсутствие у И. Алиева намерения проводить реальные реформы, поскольку новый глава правительства лишен должного опыта экономической деятельности. Оппозиция сочла, что это решение продиктовано стремлением президента расставить на ключевые посты слабые фигуры, дабы обезопасить свою личную власть.
«Ильхам Алиев собирает вокруг себя слабых и неумелых людей, потому что не видит в них угрозы для себя и на их фоне выглядит значительно лучше», - считает лидер Партии Народного фронта Азербайджана Али Керимли.
Однако, по мнению депутата парламента Азербайджана, политолога Расима Мусабекова, назначение на пост премьер-министра Н. Мамедова – это «лишь на первый взгляд неожиданное решение».
«Но если вдуматься, то это назначение можно признать удачным по целому ряду причин, - написал Мусабеков на своей странице в Facebook, - Во-первых, Новруз Мамедов более двух десятков лет работает в высшем аппарате власти на ответственном посту, предполагающем абсолютное доверие со стороны главы государства. Он приобрел доверие со стороны покойного Гейдара Алиева, а в последствии – и действующего президента Ильхама Алиева. Его лояльность не вызывает сомнений.
Во-вторых, Новруз Мамедов не замечен ни в каких внутривластных интригах. Он к тому же, в хорошем смысле, не амбициозен, то есть не склонен выпячивать свое «я». Эти моменты, безусловно, принимались во внимании при рассмотрении кандидатур на пост премьер-министра.
В-третьих, Новруз Мамедов по своим личностным качествам, а именно, выдержанностью, умением выслушать, рассудительностью, также подходит на пост премьер-министра. Ведь вся полнота исполнительной власти по действующей Конституции сосредоточена у президента, стратегическая линия и главные решения вырабатываются в его администрации. Премьер-министр и аппарат правительства больше занимается устранением межведомственных трений и обеспечивает согласованность действий министерств и различных структур. Поэтому дипломатические способности и опыт Новруза Мамедова чрезвычайно полезны для осуществления необходимой коммуникации между исполнителями принятых решений».
Однако многие эксперты сходятся во мнении, что, помимо вышеуказанных факторов, при выдвижении президентом Алиевым Новруза Мамедова на пост главы правительства важное значение имело стремление достижения компромисса между элитами. Дело в том, что в последние 15 лет во власти в Азербайджане шла незримая борьба между группой выходцев из Нахичеванской автономной республики (НАР) и Армении, на которых традиционно опирался Гейдар Алиев и постепенно усиливающейся новой элиты – кланами из других регионов. Последние постепенно консолидировались вокруг Мехрибан Алиевой. Именно баланс между интересами этих элит обеспечивал стабильность власти, расширял ее социальную базу. Правда, назначение М. Алиевой на пост первого вице-президента в феврале 2017 года серьезно усилил ее влияние в решении государственных вопросов, тем более, после устранения ряда министров-олигархов. Однако этот процесс дальше не форсировался и на внеочередные выборы Алиев пошел, опираясь на обе эти политические группировки. В этом смысле, Мамедов и стал компромиссной кандидатурой на пост премьер-министра
С одной стороны, он – уроженец Нахичеванского региона, а, с другой стороны, будучи франкофоном и ответственным за зарубежные связи, был вовлечен в курируемые Мехрибан Алиевой проекты, посвященные пропаганде культуры Азербайджана за рубежом и формированию позитивного имиджа страны.
Кроме того, Мамедов являлся членом национальной комиссии в ЮНЕСКО, а М. Алиева была активно вовлечена в дела организации, будучи ее Послом доброй воли.
Что касается персонального состава кабинета министров АР, то Ильхам Алиев оставил без изменений силовой блок правительства, несмотря на то, что некоторые его представители, к примеру, глава МВД Рамиль Усубов и руководитель МЧС Кямаледдин Гейдаров занимают министерские посты более 24 лет (Гейдаров, один из влиятельных представителей «нахичеванского клана», с 1994 по 2004 годы был главой Таможенного комитета, а в 2005-м был назначен руководителем во вновь созданного МЧС).
Из порядка 40 членов правительства только четверть стали новыми назначенцами, и при этом были сменены всего несколько министров. Остальные новые назначения были произведены в госкомитетах и госагентствах.
Тем не менее, обращает на себя внимание выдвижение на министерские посты молодых менеджеров-технократов.
Имеющий реноме чиновника-реформатора, глава Государственного агентства по услугам населению и социальным инновациям, в состав которого входят центры ASAN (занимается обслуживанием граждан по принципу «одного окна»), Инам Керимов получил пост министра сельского хозяйства. Наблюдатели считают, что выпускник Сорбонны Керимов, наладивший «функционирование без взяток» центров ASAN, будет призван обеспечить прозрачности в распределении субсидий сельскому хозяйству, контролировать установление справедливых закупочных цен на аграрную продукции, защитив фермеров от ценового диктата монополистов.
Минтруда поручено 38-летнему Сахилу Бабаеву, который до этого успешно курировал вопросы связей с международными организациями в Минэкономики.
За М. Алиевой остался социально-гуманитарный блок правительства.
Новой политической фигурой в этом секторе стал министр образования Джейхун Байрамов, сменившей на этом посту Микаила Джаббарова, назначенного еще в декабре министром налогов.
Кроме того, представитель команды первого вице-президента, депутат Фуад Мурадов был назначен на пост главы госкомитета по работе с диаспорой. Он сменил на этом посту выходца из Нахичеванского региона, олигарха Назима Ибрагимова.
Еще один уроженец НАР Гаджибала Абуталыбов формально был повышен до уровня вице-премьера, лишившись, однако, ключевой должности главы администрации города Баку.
Таким образом, костяк нового правительства составляют по-прежнему представители «старой гвардии», некоторые из которых работали еще с покойным Гейдаром Алиевым. В то же время, И. Алиев сохранил тенденцию последних лет постепенной смены министров-олигархов на представителей молодого поколения чиновничества, условно называемых «менеджерами-технократами».
Местные наблюдатели прогнозируют продолжение И. Алиевым начатой после обвала цен на нефть политики технологической модернизации азербайджанской экономики, ее диверсификации, расширения свободы предпринимательства. В то же время политическая надстройка будет оставаться без серьезных изменений, сохранится жесткая вертикаль исполнительной власти, плотный контроль над общественным сектором и СМИ.
Некоторые аналитики в Баку сравнивают новый курс И. Алиева с реформами Аугусто Пиночета в Чили или с попыткой реализации сингапурской модели развития.
Во внешней же политике Азербайджан сохранит курс на соблюдение баланса между мировыми центрами силы с сильным упором на развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества, без взятия каких-либо четких обязательств по поддержке чьих-либо инициатив в вопросах региональной и международной безопасности.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте