Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Какую многоходовую партию разыграла Россия в вопросе Каспийского моря (15.09.2018)

Автор: Нино Хачидзе

Вопрос раздела и использования Каспийского моря расположенными на его берегах странами, кажется, решен, во всяком случае, на бумаге. Данное событие поэтому и представляло интерес, что именно через Каспийское море должны достигать территории Грузии среднеазиатские энергоносители, а также грузы из Китая. Тем более, что по упомянутой договоренности (Конвенции о статусе Каспийского моря – ПП), стороны имеют право перевозить энергоносители через Каспий и для этого требуется согласие лишь той страны, через которую должны пройти соответствующие маршруты доставки.
Ясно как день, что это решение выгодно для Тбилиси, но поскольку им удовлетворена и Россия, для которой усиление энерготранзитной функции Грузии (что, естественно, означает также укрепление безопасности) никак не может служить основанием для удовлетворения. Возникает вопрос: взамен на что Кремль мог согласиться на такую конфигурацию? С ответом на этот вопрос нам поможет (кавказовед – ПП) Мамука Арешидзе.
«Тбилиселеби»: - Почему Россия так великодушно согласилась на транспортировку среднеазиатских энергоносителей через Каспийское море, что явно проигрышно для Кремля не только политически, но и экономически, так как транспортировка туркменского газа в Европу обходится дороже, чем подвоз собственного газа из дальних регионов. Какой контекст способствовал определению судьбы Каспия?
М. А.: - Такое решение всегда имеет политический подтекст. К тому же, это решение многопакетное. Например, этим документом внерегиональные государства лишились возможности размещать на Каспийском море свои вооруженные силы. Это очень важно для России, поскольку до сих пор некоторые страны региона торговали этим вопросом. Например, Казахстан собирался передать свой порт Актау американцам. Было это на самом деле или нет, возможно, он торговался, проводил переговоры с американцами. Это один значительный дивиденд, который получила Россия в результате этого решения.
«Тбилиселеби»: - И он связан с великодушным согласием России, чтобы среднеазиатские энергоносители через Каспии прошли в Грузию?
М. А.: - Подходим к этому вопросу. Это, что касалось соглашения между региональными странами. Во-вторых, когда мы говорим, что что-то на кое-что меняется, я не исключаю такого вопроса. Перспективы «Северного потока - 2» стали выглядеть туманно после того, как против Германии выступили не только США, но и страны Восточной Европы. Здесь был не только вопрос политической конъюнктуры. Даже «старые» европейские страны напугала будущая гегемония Германии. Если Германия станет энергетическим хабом Европы, фактически, она потом всей Европе будет диктовать свою волю, а это само по себе исключает диверсификацию и равенство сил на континенте. Поэтому, возможно, Россия и согласилась на транспортировку азиатского газа в Европу – чтобы смягчить тон в отношении проекта «Северный поток - 2».
Второй важный вопрос. Когда Россия встала в позу и не позволяла странам Азии вывозить свои энергоносители в Европу, у Туркмении и Казахстана не осталось выхода, и они были вынуждены сотрудничать с китайской компанией. Это привело к активному вхождению Китая в Казахстан, и китайцы в счет долга получили огромные территории. Соответственно, для того, чтобы произошла диверсификация, Москва дала возможность странам Средней Азии выгодно торговать газом.
«Тбилиселеби»: - Возникает вопрос: если Россия перекроет альтернативный (железнодорожный – ПП) маршрут, разве Пекин воспримет эту данность спокойно? У него много маршрутов, идущих в Европу, и для него важно, чтобы этот континент был пронизан коридорами, идущими из Китая.
М. А.: - Разумеется, для Китая это важно, но важна не прокладка железной дороги, а создание промышленных мощностей. Если они построят на территории Грузии и Азербайджана 3-4 больших предприятия, то эта железная дорога никакого значения иметь не будет, т.к. китайское экономическое влияние возрастет в мегарегионе, включая Иран и Турцию. Оно даже до Европы дотянется. Так что, идея железной дороги – это больше декорация, чем основание для реального действия. Железнодорожное сообщение – это хорошо, но главное – чтобы Китай имел пространство для распространения своего влияния.
«Тбилиселеби»: - Для нас железная дорога тоже не представляет особой важности? Если Китай хочет распространить свое влияние в той или иной форме, даже путем строительства предприятий хотя бы на территории Грузии, разве это для него не будет гарантией безопасности?
М. А.: - Разумеется, Китай обязательно будет защищать свои объекты. Тем более, мы знаем, что там частных компаний нет, все компании принадлежат государству. Так или иначе, по связанному с Каспийским морем договору, Грузия не в проигрыше, если мы правильно распорядимся нашими козырями. А наш единственный козырь – договор о свободной торговле, как с Евросоюзом, так и с Китаем. А то, как мы сумеем правильно продать совокупность этого продукта так, чтобы не пострадали демография, экономика и политическое положение Грузии, зависит от нашей расторопности. Сегодня мы фактически продаем воздух, но это отражено в документах, под которыми стоят подписи. Будет железная дорога или нет, это для нас не имеет никакого значения. Главное – соотнести друг с другом эти два документа, о свободной торговле с Европой и Китаем и выгодно все это продать.
«Тбилиселеби»: - Москва наверняка взвесила и измерила все это, и хотя в документе говорится о том, что подписывающие стороны имеют право на транзит энергоносителей через Каспийское море, Вы исключаете вероятность того, что она по отдельности договорится с Азербайджаном, Казахстаном. Туркменией, чтобы они реально не пропускали никакие энергоносители через Каспий?
М. А.: - Не выйдет. Возможно, это получится в том случае, если Назарбаева не будет первым лицом в Казахстане. Он, несмотря на то что, вроде бы, является другом Путина, продолжит свое дело. Это страна с самым мощным ресурсом, но там своя ситуация.
На Каспии расстояния между месторождениями Туркмении и Азербайджана составляют примерно 200 километров, и создание линии, соединяющей эти 200 километров, уже взяли на себя китайцы – деньги потратили и подготовили проект. Поэтому я не думаю, что Россия будет мешать этому. Конечно, транзит энергоносителей через Каспий нанесет ей какой-то удар, но в скором будущем мы увидим, что Москвы важнее – «Северный поток - 2» или транскаспийский коридор.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте