Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Армения уступила свои позиции в отношениях и с Россией, и с Западом (01.11.2018)

Автор: Лилит Погосян

После своего избрания «народным премьер-министром» Никол Пашинян приложил серьёзные усилия для того, чтобы развеять необоснованные опасения России относительно возможных изменений внешних приоритетов «новой Армении». Кажется, он понял, что резкие движения во внешней политике являются серьёзной угрозой для страны, и, по крайней мере, здесь нас неприятные сюрпризы не ожидают. Однако последние заявления уже бывшего посла США в Армении Ричарда Миллса и, особенно, советника президента Соединённых Штатов по вопросам национальной безопасности Джона Болтона, а также «загадочное молчание» официального Еревана в ответ на их, мягко говоря, спорные высказывания подсказывают говорят совсем о другом.
С каким явлением мы имеем дело? По вызывающим беспокойство вопросам свою точку зрения высказывает политолог Грант Мелик-Шахназарян.
Г. М.-Ш.: - Пашинян заявил, что внешняя политика не изменится – власти Армении будут последовательны в вопросе укрепления и развития уже сформированных отношений со странами-партнёрами. Однако какой-либо работы в данном направлении не ведётся. Власти больше сконцентрированы на внутриполитических процессах – выборы в органы местного самоуправления, внеочередные парламентские выборы и т.д. И очень мало внимания ими уделяется внешней политике, если не сказать больше. Бездействие же в этой сфере не только создаёт проблемы, связанные с постоянством проводимой политики, но и ставит под вопрос ранее реализованные проекты, где мы имели успехи.
Фактом является то, что Армения существенно уступила свои позиции в отношениях и с Россией, и с Соединёнными Штатами. Правительство Пашиняна пытается понравиться всем и выудить положительные оценки. Но вследствие всего этого, мы лишь получаем новые требования и накапливаем новые проблемы во взаимоотношениях с партнёрами.
Последние заявления Джорджа Болтона и, вообще, американских дипломатов и официальных лиц, дают повод для серьёзной обеспокоенности. Они прямым текстом говорят о необходимости территориальных уступок (со стороны Армении в вопросе Нагорного Карабаха – ПП), а также о том, что у Армении здесь нет альтернативы. Они пытаются высокий рейтинг Пашиняна внутри страны поставить на службу этой цели. Со стороны же официального Еревана мы не видим серьёзного противодействия. Политику, как таковую, мы также не видим. Премьер-министр заявляет, что народ решает всё. Тем самым, ответственность за решения он перекладывает на народ. Но все мы понимаем, что подобные вопросы на площади не решаются. Это требует большой дипломатической работы, многолетнего кропотливого труда, разработок, программы.
Мы видим, что политики, разработанных подходов нет. А пока их нет, Пашинян сперва соглашается с требованием России, к примеру, послать войска в Сирию (в рамках гуманитарной миссии министерства обороны – ПП), но затем, столкнувшись с жёсткой реакцией США, для её смягчения соглашается с тем или иным требованием, на этот раз уже американцев. Получается замкнутый круг. И после очередного его витка Армения ещё больше ослабляет свои позиции на международной арене, теряя возможность использования приобретённых в прошлом и важных для нас договорённостей.
(…)
Когда ты не занимаешься решениями проблем, они сами по себе не решаются. Наоборот, они накапливаются, усложняются и ещё более обостряются. В течение шести месяцев правления Пашиняна Азербайджан сумел вырваться из той политической ловушки, в которой он оказался после «апрельской войны» (2016 года в Нагорном Карабахе – ПП) и встреч (президентов Армении и Азербайджана в том же году под эгидой США и России – ПП) в Вене и Санкт-Петербурге. Он начал менять ситуацию за столом переговоров, предъявлять новые требования. Оптимизм министра иностранных дел Азербайджана Мамедъярова, связанный с тем, что после внеочередных парламентских выборов (в Армении – ПП) позиция Еревана будет конструктивной, означает следующее: Баку даёт Армении время и обещает до окончания выборов не идти на провокации на линии соприкосновения. Почему? В обмен на что? У меня нет ответов на эти вопросы.
По правде говоря, я и не верю обещаниям, что на границах до завершения выборного процесса на самом деле будет спокойно. Возможно, это манипуляции: в Баку есть какие-то ожидания от правительства Пашиняна, поэтому там и «готовы» предоставить это время. Тем более, что Азербайджан просто так время не тратит. В отличие от Армении, он последовательно укрепляет свои позиции на международной арене и на фронте. Уверен, что этот кажущийся мир содержит в себе серьёзную угрозу для двух армянских государств (Армении и Нагорного Карабаха – ПП).
«Айоц ашхар»: - Если до сих пор американская сторона, по существу, признавала «приоритетную роль» России в Закавказье, то сегодня устами Джона Болтона она объявляет наш регион «зоной своих стратегических интересов». США меняют свою закавказскую политику?
Г. М.-Ш.: - Соединённые Штаты принимали не приоритетную роль России, а тот факт, что Россия является стратегическим союзником Армении, и Вашингтон с уважением относился к нашему выбору. Если в прошлом между США и Россией здесь не было конкуренции, то сегодня, по существу, Болтон ее инициирует. Причём, очень опасную конкуренцию в военной области, связанную с поставками вооружений, что само по себе является серьёзной опасностью для всего региона.
К сожалению, Армения вновь ставится перед выбором. Не знаю, какие решения найдут в этой ситуации армянские власти. Требования о возвращении территорий (вокруг Нагорного Карабаха – ПП), по сути, всегда ставилось перед Ереваном со стороны США и Россией. Однако в прошлом нам удавалось отказываться от выполнения этих требований. Сегодня они снова ставятся, но контраргументов, противодействия со стороны официального Еревана, по существу, мы не видим. И это крайне тревожно.
«Айоц ашхар»: - Россия, похоже, также серьезно обеспокоена имеющимся хрупким геополитическим равновесием в регионе...
Г.М.-Ш.: - Конечно, российская сторона на экспертном, политическом и государственном уровнях открыто говорит об этом. Обеспокоенность достигла той степени, что Москва в течение последних нескольких дней уже во второй раз, «вместо» МИД Армении, отвечает Соединённым Штатам. Это, по меньшей мере, означает, что она не верит в способности Армении придерживаться договорённостей, которые ранее были достигнуты в рамках двусторонних отношений, а также внутри ОДКБ и ЕАЭС, связанных с геополитической направленностью региона. С другой стороны, это снижает субъектность нашего государства. Власти уступили позиции во взаимоотношениях с Россией и Западом. Для того, чтобы восстановить их, действительно, необходимы серьёзные усилия и время.
«Айоц ашхар»: - Вы видите в заявлениях Болтона чёткую тенденцию вмешательства во внутренние дела нашей страны?
Г. М.-Ш.: - Я вижу диктовку – что Соединённые Штаты ожидают от Армении. Такого до сих пор не было. Думаю, во время закрытых переговоров (Болтона в Армении – ПП) вопросы были поставлены намного более остро. И это были вопросы, связанные не только с Карабахом, но и Ираном. Очевидно, что Вашингтон от политики сотрудничества переходит к политике диктата и принуждения.
«Айоц ашхар»: - Насколько серьёзны разговоры о диверсификации нашего военного арсенала за счёт «качественного» американского оружия?
Г. М.-Ш.: - Вопрос в том, что подобные разговоры серьёзно воспринимает премьер-министр Армении. Он даже заявил, что готов обсудить предложения Соединённых Штатов. Между тем, предложения должны представить не США, а армянская сторона. Мы должны знать, какое оружие нам необходимо, и попытаться найти его – самое дешёвое, качественное и максимально соответствующее тем задачам, которые оно призвано решать. Говорить о том, что мы готовы обсудить предложения американской стороны, конечно, несерьёзно. Уверен, что и Вашингтон серьёзно не воспримет это заявление Пашиняна.
«Айоц ашхар»: - Кстати, Болтон сам озвучил мысль о том, что определённые круги оценили как «оправдание» отмены запрета на продажу оружия Азербайджану.
Г. М.-Ш.: - Азербайджан уже покупает американское оружие, несмотря на законодательные ограничения. В частности, военные вертолёты, транспорт военного назначения и т.д. Это также проблема, которая должна обеспокоить официальный Ереван: как получилось, что азербайджанская сторона смогла обойти законодательные ограничения и приобрести это оружие.
К сожалению, в очередной раз мы должны констатировать, что власти не занимаются этими вопросами или смотрят на них сквозь пальцы. Очевидно, что управленческий потенциал недостаточен для того, чтобы заняться этими очень важными для Армении проблемами.
«Айоц ашхар»: - Вы постоянно говорите, что власти чем-то не занимаются, всё оставили на самотёк и т.д. Вы здесь исключаете их намеренное бездействие?
Г. М. -Ш.: - Я не могу утверждать подобное, поскольку не имею фактов. Надеюсь, что это не так.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте