Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Нагорный Карабах: «затишье перед бурей» или «прелюдия большого мира»?

Автор: Пресс-папье

За последние два месяца существенно снизилась напряженность в зоне Карабахского конфликта. Интенсивность перестрелок уменьшилась не менее чем в три раза. Практически исчезли из военных сводок упоминания о жертвах.
Эксперты по-разному характеризуют сложившуюся ситуацию. Одни называют ее «затишьем перед бурей», другие склонны видеть здесь предвестника будущих прорывных решений, которые, хотя и не урегулируют конфликт окончательно, но помогут выработать устойчивый механизм невозобновления масштабной войны и поэтапного достижения прочного мира.
Деэскалация в зоне конфликта произошла совсем неожиданно. Еще в начале и середине сентября стороны бряцали оружия, проводили масштабные учения, упражнялись в военной риторике, грозились прекратить переговорный процесс. Однако после состоявшейся 28 сентября в Душанбе в рамках саммита глав государств СНГ короткой встречи президентов Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна стороны по отдельности, без всяких согласованных текстов коммюнике, заявили о важности предотвращения инцидентов на линии фронта.
«Встреча была неформальной, мы впервые поговорили», - сказал Н. Пашинян в прямом эфире соцсети Facebook.
По его словам, обе стороны заявили о желании предотвращать инциденты на границе, выразили приверженность к диалогу и мирному разрешению конфликта.
«Третьим важным решением, к которому мы пришли, стала организация оперативной связи между нами. Мы поручим это соответствующим органам в наших странах», - сказал армянский лидер.
С похожим заявлением выступила и азербайджанская сторона.
«Стороны выразили приверженность переговорам по урегулированию армяно-азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта, укреплению режима прекращения огня для предотвращения инцидентов на линии соприкосновения сторон и на границе между Арменией и Азербайджаном. Стороны решили выработать механизмы установления оперативной связи между соответствующими структурами», - заявила пресс-служба президента Азербайджана.
Многие по обе стороны конфликта душанбинские договоренности восприняли со скепсисом. Ведь похожие заявления озвучивались и в прошлом, но забывались буквально на следующий день после переговоров. Однако на сей раз уже с первых дней резко пошла на убыль статистика ежедневных перестрелок на фронте. Если на протяжении последних лет в среднем в сутки каждая сторона стреляла по 100-150 раз, причем, нередко из тяжелых вооружений, то уже с первых дней октября ежедневно режим прекращения огня нарушается не более чем в 25-30 раз, а стрельба ведется из автоматов, иногда из пулеметов. Самое важное – практически перестали поступать сведения о жертвах.
Таким образом, несмотря на продолжающуюся дипломатическую и пропагандистскую войну, на фронте установилось относительное спокойствие.
На первый взгляд, такая ситуация выгодна, прежде всего, армянской стороне. Ереван давно настаивал на укреплении режима прекращения огня на линии фронта. Это позволяет ему настаивать на выгодных условиях мира без риска возобновления большой войны. Для нынешнего же правительства Армении спокойствие на линии соприкосновения войск вообще необходимо как воздух. Это даст возможность Пашиняну полностью сосредоточиться на внутренней ситуации, в частности, на внеочередных парламентских выборах.
Но почему Азербайджан пошел на снижение напряженности, в то время как Баку в последние годы все более увеличивал превосходство в вооружениях, как количественно, так и качественно? Как отмечают бакинские эксперты, армянское общество после революции, по сути, оказалось расколотым. Консолидация в революционном порыве, как показывает мировой опыт, это временное и краткосрочное явление, вслед за которым происходит неизбежная фрагментация общества в результате отхода от поддержки власти разочаровавшихся групп. И маятник качается резко от национальной солидарности к разобщенности. Продолжение в нынешней ситуации военного давления на Армению, только бы способствовало объединению всех политических сил «перед лицом внешней угрозы».
Азербайджан заинтересован и в том, чтобы в Армении, наконец, завершился период политической турбулентности и сформировалась устойчивая власть, с которой можно вести переговоры и достигать соглашения. В этом смысле, Баку выгодно, чтобы Пашинян уверенно победил и сформировал однородное правительство, т.е. без коалиций.
Укрепление власти Пашиняна в Армении выгодно Азербайджану еще и с той точки зрения, что он сторонник сближения Еревана с Западом, и его политика неминуемо будет способствовать углублению противоречий новой власти с Россией. Прозападный курс Еревана лишит Москву мотивов выступать гарантом безопасности Армении. Без российской поддержки позиции Еревана будут уязвимы. Разуверившись в нем, Кремль может усилить сотрудничество с Баку и, в случае возникновения форс-мажорных ситуаций на Карабахском фронте, занять нейтральную позицию.
Если обобщить прогнозы азербайджанских экспертов, то вырисовываются два диаметрально противоположных сценария развития ситуации вокруг Карабахского конфликта после выборов в Армении и формирования нового правительства. При этом, убедительная победа Пашиняна сомнений у Баку не вызывает.
Укрепив свою власть, Н. Пашинян будет искать реальные пути вывода армянской экономики из тупика и достижения ее ускоренного развития. Для этого нужны, прежде всего, инвестиции в экономику. Одним из источников финансирования являются западные институты. Однако они увязывают долгосрочные программы экономической помощи с достижением устойчивого урегулирования конфликта.
С другой стороны, Армения чтобы реально стать страной, привлекательной для иностранных инвестиций, должна выйти из регионального тупика, что возможно только путем разблокирования ее коммуникаций с Азербайджаном и Турцией. То есть, и этот фактор должен побуждать Армению к урегулированию проблем с соседями. Если, Пашинян сумеет, использую народную поддержку убедить жителей Армении в необходимости компромиссного решения конфликта и освобождения хотя бы части территорий вокруг Нагорного Карабаха, то достичь согласия с Азербайджаном удастся. Это позволит Еревану в обмен на освобождение части оккупированных территорий получить доступ к международным транспортным коммуникациям, восстановить региональное экономическое сотрудничество, добиться прочных гарантий не возобновления войны. Вопрос же с окончательным статусом НК может быть отложен на неопределенно долгое время. К примеру, некоторые западные дипломаты уже давно намекали на вариант урегулирования конфликта по модели Гибралтара, который остается спорной территорий между Испанией и Великобританией, что не мешает ему быть частью Евросоюза.
Выгода Азербайджану варианта А состоит в том, что Баку без войны и бескровно добьется освобождения части своих территорией и возвращения туда вынужденных переселенцев. Согласно же варианту B, Пашинян, уверенно победив на выборах, не захочет или не сможет (опасаясь дестабилизации ситуации) пойти на непопулярные шаги в Карабахском урегулировании. Это приведет к тому, что Азербайджан, окончательно потеряв надежду на возможность мирного урегулирования конфликта, станет еще больше наращивать свои вооружения, усиливать армию, военную риторику, и в какой-то момент даже небольшой инцидент на фронте может перерасти в крупномасштабную войну. Именно поэтому нынешнюю разрядку ситуацию в зоне Карабахского конфликта можно рассматривать и как «прелюдию к большому миру», и в то же время «затишьем перед бурей».

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте