Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Чей план по Карабаху будет лучше – Лаврова или Помпео?

Автор: Пресс-папье

В последнее время, в условиях отсутствия видимого прогресса в переговорном процессе по Нагорному Карабаху, международные посредники – сопредседатели Минской группы ОБСЕ – активизировали свои усилия в поисках выхода из сегодняшней тупиковой ситуации. Речь, в частности, идёт о России, которая вновь стала подчёркивать свою особую роль в урегулировании этого застарелого конфликта.
Конкретным свидетельством явного желания этой страны взять инициативу в свои руки являются недавние трёхсторонние переговоры в Москве министров иностранных дел России, Армении и Азербайджана Сергея Лаврова, Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова. После их окончания глава азербайджанского МИД заявил, что «обсуждения велись на основе плана, предложенного российской стороной в 2016 году». Эти предложения также называют «планом Лаврова».
Сам Лавров фактически подтвердил заявление азербайджанского коллеги: «Мне тут нечего добавить».
Что же касается сути предложений, они, по его словам, «идут в русле тех подходов, которые закреплены в многочисленных заявлениях глав стран-сопредседателей – России, Франции, США. Они предполагают поиск договоренности между самими сторонами на основе принципов территориальной целостности, самоопределения народов и неприменения силы». В то же время глава российского МИД не стал раскрывать детали этих предложений, назвав их конфиденциальными.
Тем не менее, ещё в 2016 году основные положения «плана Лаврова» были опубликованы в различных СМИ. Они сводятся к следующим пунктам: 1. передача Азербайджану части подконтрольных территорий вокруг бывшей в советское время Нагорно-Карабахской автономной области; 2. сохранение за Арменией находящегося между нею и Нагорным Карабахом Лачинского коридора; 3. возвращение беженцев в места своего проживания; 4. ввод в нейтральную зону на линии противостояния российских миротворческих сил; 5. промежуточный статус Нагорного Карабаха, признанный международным сообществом; 6. окончательный статус Нагорного Карабаха путём волеизъявления (референдума) его населения, итоги которого будут иметь международную правовую силу.
Таким образом, «план Лаврова» – это российский вариант (или интерпретация) Мадридских принципов урегулирования Карабахского конфликта, которые находятся на столе переговоров с ноября 2007 года. В отличие от двух других сопредседателей Минской группы ОБСЕ, Москва, в качестве международных миротворцев на линии соприкосновения между Карабахом и Азербайджаном наверняка видит именно свой воинский контингент. В крайнем случае, миротворцев из союзных стран-членов Организации Договора о коллективной безопасности.
Очевидно, что Россия за Карабахское урегулирование взялась всерьёз. Сразу после встречи 29 марта в Вене Пашинян-Алиев Владимир Путин имел с ними отдельные телефонные беседы, во время которых, как сообщает пресс-служба российского лидера, он «подчеркнул важность активизации переговорного процесса между Баку и Ереваном», а также «выразил готовность России и далее оказывать содействие в поиске путей мирного решения нагорно-карабахской проблемы».
Тем самым Путин дал ясно понять, что желает лично участвовать в мирном урегулировании. В этой связи не исключается, что в ближайшие месяц-два состоится трёхсторонняя встреча лидеров России, Армении и Азербайджана.
В чём же причина нынешней активизации Москвы в вопросе Нагорного Карабаха?
Складывается впечатление, что Пашинян и Алиев сегодня признают геополитические интересы России в Закавказье и именно её считают главным посредником в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха. Поэтому Москва предпринимает конкретные шаги по реанимации переговорного процесса. Это естественно, учитывая общую историю, а также политические и экономические интересы Москвы в регионе. К тому же Армения и Азербайджан – дружественные ей государства.
Российское руководство также хочет, чтобы эти страны были предсказуемыми в геополитическом плане. Новая война между ними самой Москве, которая пытается стать доминирующей страной в Закавказье, принесёт массу проблем.
Что касается еще одного международного посредника, Франции, то очевидно, что для неё, как и для Европы в целом, Закавказье не является приоритетным регионом, чего не скажешь о Соединённых Штатах Америки. Здесь ситуация намного сложнее.
Закавказье интересен Вашингтону в контексте его глобальной политики в отношениях с РФ, а также со странами Ближнего Востока и Передней Азии, в частности, Ираном. Также необходимо учитывать, что Закавказье – это транзитный транспортным коридор из Центральной Азии в Европу. Через него проходят стратегические газо- и нефтепроводы. С этой точки зрения, вопрос Нагорного Карабаха – лишь небольшой, но важный фрагмент, который может помочь, а может и помешать осуществлению геополитических амбиций Вашингтона.
Если новая активизация Москвы в переговорном процессе по Карабаху увенчается успехом, а, конкретнее, если российские миротворческие войска будут дислоцированы на линии карабахско-азербайджанского соприкосновения, то это, безусловно, станет серьёзным ударом по интересам и позициям Соединённых Штатов в Закавказье. Подобное развитие событий – всего лишь один из возможных, но не очевидных вариантов в Карабахском урегулировании.
Тем не менее, можно предположить, что Вашингтон предпринимает шаги, чтобы «план Лаврова» не был реализован. Уже анонсирована новая встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Вашингтоне. По словам главы азербайджанского внешнеполитического ведомства, «госсекретарь (Майк Помпео – ПП) также приложит собственные усилия для достижения прорыва в разрешении конфликта».
Может быть, Зограбу Мнацаканяну и Эльмару Мамедъярову будет предложен «план Помпео»? На этот раз американская модификация (или интерпретация) Мадридских принципов…

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте