Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Почему для изменения баланса сил на Черном море в свою пользу НАТО не нужны грузинские порты (05.07.2019)

Автор: Нино Хачидзе

Тема строительства Анаклийского порта дошла до слуха нашего первейшего заокеанского стратегического партнера (формулировка оригинала – ПП). Премьер-министру Грузии государственный секретарь США заявил том, что Америка заинтересована в его появлении, а видеть там китайцев (американцам – ПП) нежелательно. С другой стороны, Анаклийский порт, по мнению части грузинских экспертов, не будет прибыльным и станет конкурировать с уже действующими грузинскими портами. Но он как глубоководная гавань, в контексте противостояния НАТО и РФ на Черном море, имеет также военно-политическое значение. Соответственно, возникает вопрос: если США заинтересованы в строительстве Анаклийского порта (а почему они не должны быть заинтересованы?!), почему они не помогают своему стратегическому партнеру материально? Эту тему мы рассмотрим вместе с аналитиком Амираном Салуквадзе.
«Квирис палитра»: - С самого начала было очевидно, что Анаклийский порт на нынешнем этапе будет экономически прибыльным, ибо в стране нет инфраструктуры, соответствующей (нынешнему – ПП) грузообороту. Ее нет не только у нас, но и в Азербайджане и Средней Азии, откуда грузы должны поступать к нам. Если к этому прибавить еще военно-политическое значение Анаклии, станет понятно, что экономическим проектом этот порт является в меньшей степени. И если США так заинтересованы Анаклией, почему они не вкладывают деньги в этот проект?
А. С.: - Вопрос строительства Анаклийского порта был решен еще до активизации НАТО на Черном море. Поэтому я бы не стал так прямо связывать между собой эти проблемы.
Что касается помощи, то такие экономические проекты, тем более, которые обходятся так дорого, государства не финансируют по мотивам, что это не их интерес. Тогда мы должны прямо заявить, что строится военный порт, а это нецелесообразно.
Количество грузов, которое может пойти конкретно из Китая на Запад, может удовлетворить все возможные маршруты. Что касается пропускной способности, то работа в этом направлении ведется. Мы строим автобаны, что, естественно, растянется во времени. Что касается прокладки железной дороги, сделать это можно быстро. Государство заявило о своей готовности и, будем надеяться, что оно выполнит это обязательство. В привлечении Китая заинтересован чуть ли не весь мир. Взять хотя бы проект «Один пояс, один путь». Если мы здесь ничего не сделаем, ничего и не будем иметь.
На встрече с представителями правительства я сказал им, что если есть проблемы с анаклийским консорциумом (строящим порт – ПП), например, строители не могут привлечь деньги и путем создания политического ажиотажа пытаются достичь более выгодных условий, что невыгодно мне как гражданину, так как государство оформит убыточный договор и проиграем мы, граждане, а выиграет коммерческая структура, если консорциум не может выполнить условия, пусть (объект – ПП) построит государство, а международные финансовые организации без проблем выделят правительству деньги. А после того, как оно закончит стройку, оно объявит тендер и передаст порт под управление победившей компании. Это принятая в мире практика. Например, в Америке все порты принадлежат государству, а управляют ими коммерческие структуры.
«Квирис палитра»: - Нашему премьер-министру государственный секретарь США фактически прямо сказал, что он не хочет видеть китайцев в Анаклии. Черное море стало очень важным стратегическим местом для НАТО… Как можно преодолеть это противоречие?
А. С.: - Речь идет не только о Черном море. Между двумя государствами есть стратегическое партнерство, и надо разъяснить, что это значит. Это учет интересов друг друга. Чем лучше учтены эти интересы, тем ближе стратегическое партнерство. Тогда, разумеется, учитываешь и интересы стратегического партнера. Усиление влияния Китая не касается конкретно Черного моря.
«Квирис палитра»: - Глубоководный порт подразумевает и военный компонент. Смогут ли США соблюсти свой военно-политический интерес, если Анаклийский порт будет китайским или буде находиться под управлением компании другой страны?
А. С.: - Вообще, вход и выход военных кораблей из Черного моря регулируется другими международными нормативными актами. Москва это очень хорошо понимает и в этом отношении больших угроз не видит. Другая сторона – развитие портов восточноевропейских государств бассейна Черного моря и развитие их военного флота при поддержке США. Если они пойдут в этом направлении, Россия не сможет их в этом ограничить.
«Квирис палитра»: - Проще говоря, болгарский или румынский военный корабль сможет задержаться в Анаклии столько, сколько захочет…
А. С.: - Оставим в покое Грузию и ее порты – они (болгары и румыны – ПП) могут оставаться в Румынии и Болгарии столько, сколько захотят. Вообще, для изменения баланса сил на Черном море в пользу НАТО Грузия не нужна.
Что касается глубоководных портов, и зайдут ли подводные лодки в порты или останутся в нейтральных водах. Что здесь выигрывает или проигрывает Россия? Эта тема в России высосана из пальца. А ведь вокруг этой темы мы создаем излишний ажиотаж и стараемся угодить Кремлю, а взамен от России ничего не получаем и не получим.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте