Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Нерентабельный, но для многих стратегически важный маршрут

Автор: Пресс-папье

В последнее время вопрос возобновления движения по Абхазской железной дороге, соединяющей через Грузию Россию и Армению, вновь актуализировался.
Недавно назначенный министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев заявил: «Я знаю, что РЖД постоянно в этом направлении работает… Здесь нужно больше дипломатических усилий, прежде всего, со стороны Армении. У России с Грузией есть большие политические разногласия, и мы надеемся на активную дипломатическую миссию со стороны Армении. Конечно, проблема (лежит) в плоскости отношений России и Грузии, но когда две стороны не в состоянии решить проблему, необходимо активное содействие третьей стороны, у которой нет проблем ни с одной, ни с другой».
В свою очередь, премьер-министр Армении Никол Пашинян утверждает: «Ведутся определённые обсуждения, связанные с возможностью повышения эффективности Южно-Кавказской железной дороги».
Тем самым он явно указывает на заинтересованность своей страны в восстановлении грузоперевозок по Абхазской железной дороге.
Естественно, что Ереван является основным выгодополучателем от транзитного железнодорожного движения по маршруту Россия-Абхазия-Грузия-Армения. Это наиболее короткий и, в финансовом плане, самый дешёвый путь для связи Армении с внешним миром, в частности, с Россией. Между тем, Абхазская железная дорога не функционирует с сентября 1993 года, после грузино-абхазской войны. Поэтому приходится использовать другие пути для перевозок между Россией и Арменией и обратно. Речь, в частности, идёт о портах Поти (Грузия) и Бендер-Аббас (Иран) в сочетании с железнодорожными и автомобильными коммуникациями Грузия-Армения и Иран-Армения.
В то же время очевидно, что восстановление движения по железной дороге через Абхазию в Грузию и далее в Армению в интересах не только Еревана. Армянский участок транспортного коридора Север-Юг подразумевает углубление взаимовыгодных экономических отношений Евразийского экономического союза с Ираном. Армения – единственное государство ЕАЭС, имеющее общую границу с Ираном. Буквально на днях, 27 октября, вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и ИРИ. Более 500 наименований товаров из этой страны могут пользоваться особыми льготными условиями. Тем самым, Тегеран получает доступ к огромному рынку в 183 млн. человек. В данном контексте вовсе не исключается, что Сергей Глазьев неслучайно сделал заявление относительно перезапуска абхазского участка Транскавказской железной дороги именно на полях недавнего саммита ЕАЭС в Ереване, к тому же специально подчеркнув, что это «очевидный для всех и крайне необходимый экономический вопрос». Можно предположить, что под словом «для всех» он явно имеет в виду страны Евразийского экономического союза и Иран.
Кстати, до сих пор все транспортные коридоры в Закавказье работают исключительно по линии Запад-Восток с вовлечением Турции, Грузии и Азербайджана. Если всё же удастся осуществить железнодорожные проекты с участием Армении, то это может изменить не только экономическую, а и геополитическую картину в регионе.
Инициаторами транспортного коридора Север-Юг являются Россия и Иран, и этот проект существует уже много лет. Обе страны, безусловно, пытаются иметь различные варианты для того, чтобы связать свои транспортные магистрали. Это и Каспийское море, и Азербайджан, и Армения. В случае с Арменией положительными факторами являются её членство в ЕАЭС, историческая близость армянского и иранского народов, а также отсутствие принципиальных политических проблем между Ереваном и Тегераном.
В то же время наличие только автомобильной связи между этими странами в определённой степени снижает возможность эффективного использования «армянского транзита». Разговоры о строительстве железной дороги Иран-Армения ведутся уже долгие годы, однако вопрос все не решается, в основном, из-за финансовых проблем. По разным оценкам, этот проект стоит от 3 до 3,5 миллиардов американских долларов.
Эксперт по международной политике Манвел Гумашян отмечает: «Основная проблема, конечно, это рентабельность этого проекта. И поэтому все специалисты в один голос твердят о том, что без реализации железнодорожной связи через Грузию и Абхазию говорить о железной дороге в южном направлении в Иран бесполезно».
Весьма вероятно, что Москва будет и дальше предпринимать попытки договориться с Тбилиси о восстановлении движения по Абхазской железной дороге. И здесь присутствует не только желание России расширить евразийские интеграционные проекты в южном направлении, включая и Иран. Определяющим фактором может также стать однозначное укрепление в последние годы геополитических позиций Москвы в Сирии и вообще на Ближнем Востоке.
Можно предположить, что параллельно с этим процессом Москва попытается усилить своё военно-политическое влияние в Закавказье. Ведь это именно тот регион, через который можно напрямую выйти на Иран и дальше в Сирию и другие страны Ближнего Востока.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте