Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Что означает всплеск антиевропейской риторики Баку?

Автор: Пресс-папье

В последнее время официальный Баку все более усиливает антиевропейскую риторику. Власти дают понять, что не намерены подписывать с ЕС новое двустороннее соглашение о партнерстве в ущерб национальным интересам. Президент Алиев резко раскритиковал также резолюцию ПАСЕ о политзаключенных в Азербайджане, назвав ее «клочком бумаги». Он заявил, что правительство не намерено выполнять имеющиеся в ней рекомендации.
По мнению азербайджанских аналитиков, за упомянутой риторикой кроется ряд посылов. Баку направляет своим западным оппонентам сигнал о том, что не потерпит никакого внешнего вмешательства во внутренние дела страны. Одновременно Алиев делает реверансы в сторону региональных игроков – России, Ирана и Турции, сигнализируя о том, что дистанцируется от сотрудничества с европейскими и евроатлантическими структурами. Наконец, это послание адресовано и местной бюрократии – «реформы реформами», но парадигма внутренней политики жесткого стиля управления сохраняется и какие-либо послабления, колебания недопустимы.
Еще весной 2019 года представители Азербайджана и ЕС излучали оптимизм по поводу заключения нового соглашения об углубленном партнерстве и анонсировали даже церемонию подписания на май. Однако этого не произошло и процесс застопорился. С осени различные представители правительства Азербайджана стали заявлять, что каких-либо дедлайнов на подписание соглашения нет, а Баку заключит договор, когда сочтет это нужным и отвечающим национальным интересам. При этом понятных разъяснений по поводу того, что же именно не устраивает азербайджанскую сторону, общественности представлено не было. Правда, и со стороны европейцев каких-то внятных комментариев на сей счет не появилось, а все высказывания на эту тему сводились к тому, что «переговорный процесс продолжается».
Наконец, завесу тайны над проблемами во взаимоотношениях между Азербайджана и ЕС в своем предновогоднем интервью местным СМИ приоткрыл сам президент Ильхам Алиев. Он, по сути, раскритиковал саму концепцию «Восточного партнерства», где объединены страны с разным уровнем развития, различными взглядами на проблемы международных отношений и внешнеполитические приоритеты. По словам азербайджанского лидера, за 10 лет, прошедших после принятия программы «Восточное партнерство», в самом ЕС многое изменилось, возникли расхождения в подходах к расширению этого объединения. С другой стороны, еще более усилились различия между странами «Восточного партнерства». По мнению Алиева, сегодня их объединяет лишь один момент – общее прошлое, связанное с СССР. При этом участники «Восточного партнерства» имеют разный уровень отношений с ЕС – трое из них подписали ассоциативные отношения с Брюсселем, одна – договор о всеобъемлющем партнерстве.
В отличие от некоторых других, Азербайджан не ставит целью вступление с ЕС в ассоциативные отношения, он вообще не приемлет самого многостороннего формата сотрудничества в рамках «Восточного партнерства». Алиев сказал, что с самого начала его страна в связях с Евросоюзом отдавала предпочтение двустороннему формату.
«Азербайджан не ожидает каких-либо привилегий от Европейского Союза и, в отличие от некоторых стран, участвующих в программе, мы самодостаточны», - подчеркнул азербайджанский президент.
Он отметил, что Азербайджан сам является донором и инвестором, из государств «Восточного партнерства» он является самым крупным инвестором в ЕС.
Баку, по словам президента, вообще не ясны цели «Восточного партнерства». При этом И. Алиев обратил внимание на то, что ЕС не заявлял о готовности принять «восточных партнеров» в свои ряды.
Что же касается связей между самими странами «Восточного партнерства», то Азербайджан и так активно развивает сотрудничество с ними, за исключением Армении. Президент подчеркнул, что Азербайджан, хотя и остается в программе «Восточное партнерство», но не намерен активно в ней участвовать.

Спустя несколько дней в интервью телеканалу «Россия-24» Алиев прояснил почему в свое время Азербайджан отверг предложение об ассоциативных отношениях.
«Я его (текст соглашения) прочел от начала до конца. И понял, что это не соглашение. Это инструкция. Инструкция, которая спускается для того, чтобы мы этим инструкциям следовали. И я задал вопрос членам своей команды: «А зачем нам эта инструкция?» Что она нам даст? Есть ли здесь какая-то практическая выгода для Азербайджана. Я лично этого не увидел. Поэтому мы и предложили Европейской комиссии вместо этого работать над двусторонним соглашением, где были бы выгоды для нас, чтобы я мог бы сказать гражданам Азербайджана, зачем мы на это идем. Мы же не можем подписывать соглашение для того, чтобы кому-то понравиться или просто сказать, что да, оно у нас есть. Мы так не работаем. Любое соглашение, любая договоренность, на которые мы идем, должны иметь конкретный результат», - заявил Алиев, подчеркнув, что Азербайджан самодостаточен, экономически независимым и потому не приемлет внешнего давления и диктата.
Еще в одном выступлении Алиев объяснил экономические причины затягивания с подписанием соглашения об углублении партнерства с ЕС.
По его словам, подписание такого договора накладывает на Азербайджан обязательства вступления в ВТО. Однако это, как подчеркнул президент Азербайджана, предполагает отмену импортных пошлин, что подорвет позиции на рынке местных производителей. Власти Азербайджана считают, что в этом случае экономика страны больше проиграет от режима свободной торговли с ЕС, чем выиграет.
В Баку критически оценивают, и деятельность другой европейской организации – Совета Европы, считая отношение его учреждений к Азербайджану предвзятым. Очередным поводом для демонстрации пренебрежения к позиции Страсбурга стало принятая в конце января на зимней сессии ПАСЕ резолюции о политзаключенных в Азербайджане. В Баку считают необъективным доклад исландского парламентария Сунны Эварсдоттир, в котором к категории политзаключенных были отнесены даже исламисты, обвиняемые в терроризме, попытке насильственной смены конституционного строя и построения шариатского государства.
Власти Азербайджана вообще считают, что в стране нет преследуемых по политическим мотивам, а арестованные журналисты, оппозиционеры, активисты, верующие привлечены за конкретные уголовные преступления. И тем более раздражение Баку вызывает то, что ПАСЕ не замечает аналогичных дел в других странах Совета Европы, в частности, у соседней Армении, где в тюрьму посадили даже экс-президента и других видных представителей прежней власти.
Обвинив ПАСЕ в предвзятости Азербайджан дал понять, что не будет соблюдать рекомендации по резолюции о политзаключенных.
«Принятая в связи с Азербайджаном последняя резолюция не представляет для нас никакого значения, для нас она имеет ценность не большую, чем клочок бумаги. Мы не принимаем ни одно из прозвучавших там надуманных обвинений и не будем выполнять ни одного из их «требований», - резко заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Однако вряд ли жесткая риторика руководства Азербайджана означает или предвещает кардинальный поворот во внешней политике страны и отхода от традиционного курса на сохранение баланса между мировыми и региональными центрами силы. Азербайджан все-таки нуждается в партнерства с Западом, в частности, с ЕС, который является главным рынком сбыта энергоресурсов страны. На европейские страны приходится 60 процентов экспорта страны. Европе же по-прежнему остается поставщиком высоких технологий.
Критикуя отдельные европейские институты, в Баку просчитывают, что это не приведет к реальным проблемам с ЕС. Ведь и Азербайджан нужен Европе. Это окно в Центральную Азию, важная страна, расположенная между Россией и Ираном. Кроме того, Азербайджан – альтернативный источник энергоресурсов в Европы, пусть даже в скромных объемах.
Ко всему прочему, Азербайджан – платежеспособная страна и рынок сбыта продукции крупнейших европейских производителей.
В Баку прекрасно понимают, что реальную политику ЕС определяет не брюссельская бюрократия, а такие лидеры ЕС, как Франция, Германия, Италия. А с ними у Баку весьма прагматические отношения. Первые лица в Берлине, Париже никогда не допускают менторского тона в диалоге с Баку, а если и озвучивают отдельные правозащитные темы, то весьма мягко, в увещевательной, и даже где-то просительной форме. Италия, будучи лидером среди покупателей азербайджанской нефти, вообще никогда не затрагивает неприятные для Баку темы. Поэтому европейские чиновники часто вынуждены просто «проглатывать» действия Баку, выходящие порой за грань писанных и неписанных правил дипломатического этикета. Одним из примеров тому можно назвать демонстрации в СМИ осенью, прошлого года аудиозаписи заместителя главы миссии ЕС в Баку Дениса Даниилидиса с одной из лидеров азербайджанской оппозиции Гюльтекин Гаджибейли, когда они обсуждали внутриполитическую ситуацию. ЕС на публичном уровне промолчал в связи с этим скандалом. Да, и Совет Европы, являющейся еще более аморфной структурой вряд ли способен как-то серьезно повлиять на Баку и ввести ощутимые санкции против Азербайджана посредством лишения голоса страны. Подобные методы были применены против России, но обернулись конфузом и привели к кризису в самой организации.
В Страсбурге понимают, что перегиб с давлением на Баку может привести уходу Азербайджана из организации без всяких серьезных последствий для страны. Ведь, Белоруссию не принимают в Совет Европы, но все равно страны ЕС поддерживают и развивают с ней экономические отношения. В случае же с Азербайджаном, играет важную роль и энергетический фактор.
Очевидно, что Азербайджан, усиливая антиевропейскую риторику, дает понять, что Баку готов к сотрудничеству, настолько, насколько это ему выгодно. Азербайджан не намерен углубляться в партнерство, которое будет позволять европейцам вмешиваться во внутреннюю политику страны.
В то же время, Баку направляет посылы своим региональным соседям – России, Ирану и Турции, что они могут не беспокоиться – Азербайджан не будет заходить далеко в отношениях с их конкурентом, а где-то соперником и даже противником.
Отмежевание от интеграции с ЕС является и хорошим реверансом в в особенности в сторону России, которая устами главы МИД Сергея Лаврова открыто заявила, что «Восточное партнерство» было придумано для того, чтобы отдалить постсоветские республики от России.
Наконец, резкая, где-то иронично-уничижительная критика Баку в адрес европейских институтов является сигналом местной бюрократии, что им не стоит беспокоиться и необходимо сохранять лояльность, поскольку заявленные властями реформы не коснутся устоев режима, его стабильности и прочности, а преследует цели экономической и технологической модернизации страны.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте