Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Москва сохраняет контроль над ситуацией в зоне Карабахского конфликта

Автор: Пресс-папье

Основным итогом недавней военной эскалации на армяно-азербайджанской границе стала новая геополитическая реальность на Южном Кавказе.
Вплоть до последнего времени речь шла о тлеющем конфликте на линии противостояния между отстаивающей свою независимость Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном. Хрупкое перемирие, которое было подписано в 1994 году, не гарантировало, что боевые действия на линии соприкосновения сторон не возобновятся. В апреле 2016 года там произошла «четырёхдневная война». Между тем сегодня, после июльских боестолкновений, изменяется вся логика длящегося уже около 30 лет конфликта – он трансформируется в открытое противостояние двух суверенных государств, Армении и Азербайджана.
Подобное изменение регионального статус-кво не осталось незамеченным со стороны мирового сообщества. По поводу военных столкновений на границе Армении и Азербайджана свою обеспокоенность выразили многие государства и международные организации. В их числе – такие влиятельные геополитические игроки, как Россия, США, Франция, Великобритания, Ватикан, Иран, ООН, Европейский союз, НАТО, ОДКБ.
Если в повестке дня Европы и Соединённых Штатов напряжённая обстановка на границе двух закавказских стран, во всяком случае, сегодня не является приоритетом, то для Москвы нынешняя конфронтация и возможное углубление кризиса в отношениях между Ереваном и Баку представляет собой предмет беспокойства. И это естественно, учитывая традиционные исторические, военно-политические, экономические интересы РФ в регионе, нежелание дестабилизации ситуации у своих южных границ, а также союзнические отношения с Арменией и партнёрские – с Азербайджаном.
В качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ Москва вместе с США и Францией уже долгие годы является одним из трёх международных посредников в переговорном процессе по Нагорному Карабаху. Тем не менее, западные партнёры России и сами конфликтующие стороны признают именно её ключевую роль в урегулировании этого застарелого конфликта. Кроме того, Москва владеет реальными военно-политическими рычагами, что при ухудшении ситуации даёт возможность напрямую влиять на Ереван и Баку. В прошлом подобное уже происходило: в 1994 году, когда благодаря активным усилиям Москвы Армения, Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджан подписали соглашение о прекращении огня, и в 2016 году, когда именно Россия остановила «четырёхдневную войну» на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе.
Судя по высказываниям армянского премьера Никола Пашиняна, и в прекращении боевых действий в середине июля на армяно-азербайджанской границе весьма значительна роль России: «Тут особенно подчеркивается роль России. И я думаю, что те действия, которые предпринял Кремль, вовлеченность МИД и Генштаба Вооружённых Сил России сыграли ключевую роль в том, чтобы сейчас у нас была относительно стабильная ситуация. Роль Российской Федерации, конечно, исключительно конструктивная».
Быстрая и адекватная реакция российских официальных кругов и их конкретные шаги свидетельствую о том, что в Москве чётко осознают возможный риск перерастания боестолкновений между Арменией и Азербайджаном в новый, уже полномасштабный конфликт. Дважды в течение нескольких дней вопрос военной эскалации на границе двух государств обсуждался на Совете безопасности РФ. Высокопоставленные российские дипломаты, в том числе, министр иностранных дел Сергей Лавров, постоянно находились в контакте с армянскими и азербайджанскими коллегами. Интенсивные консультации также происходили между министерством обороны России и военными ведомствами Армении и Азербайджана.
Всего через день-два после активной фазы армяно-азербайджанских столкновений войска Южного Военного округа Вооружённых Сил России в количестве почти 150 тысяч военных были подняты по тревоге в рамках внезапной проверки боеготовности. Речь, в том числе, шла и о размещённой на территории Армении (в Гюмри и Ереване) 102-й российской военной базе, также входящей в ЮВО. Более того, по словам официального представителя Министерства обороны Армении Арцруна Ованнисяна, «На фоне осложнений с Азербайджаном было принято решение включить военнослужащих Армении в учения Южного военного округа ВС России… Учитывая конфликт с Баку, в учениях со стороны Еревана принимают участие значительные силы».
Фактически Москва продемонстрировала Азербайджану и его стратегическому союзнику Турции, которая с первых часов приграничных столкновений активно выступила в поддержку Баку, что полностью владеет военно-стратегической ситуацией в геополитически важном регионе. Таким образом, Россия в очередной раз доказывает, что способна, если не исключить полностью, то, во всяком случае, существенно минимизировать опасность боевых действий между Арменией и Азербайджаном.
Тем не менее, нельзя исключать того, что в ближайшей перспективе вооружённые столкновения вне зоны Карабахского конфликта могут возобновиться, даже в более широком масштабе. Причина в том, что, с одной стороны, Армения и Нагорный Карабах, а, с другой стороны, Азербайджан по-прежнему придерживаются диаметрально противоположных позиций. Более того, стороны не готовы идти на компромиссы. Всё это свидетельствует о том, что они ещё очень далеки от мирного разрешения конфликта.
В эти дни Минская группа ОБСЕ в лице сопредседателей – России, США и Франции – предпринимает попытки усадить за стол переговоров высокопоставленных представителей Армении и Азербайджана. На днях в своём очередном заявлении международные посредники призвали стороны «воспользоваться нынешним ослаблением активных боевых действий для подготовки к серьезным предметным переговорам, чтобы найти всеобъемлющее решение конфликта».
Если переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ возобновятся, то их очередной этап наверняка будет связан с попыткой предотвратить дальнейшую эскалацию напряжённости в Карабахе и/или на армяно-азербайджанской границе. Уже очевидно, что сегодня это максимум того, что может сделать международное сообщество.
Другой вопрос – переговоры под непосредственным патронажем России, без других международных посредников. Если Москва будет уверена в том, что нынешнее более чем хрупкое перемирие долго не продержится и в любой момент будет способно обернуться широкомасштабным конфликтом (что, к сожалению, не исключено), можно наверняка предполагать, что она предпримет конкретные шаги.
Безусловно, в этом случае никакого давления не будет. Ещё в 2010 году Владимир Путин заявил: «Мы не можем заставить стороны принять решение и не можем давить на них». В то же время, как прогнозируют информированные ереванские источники, учитывая большую вероятность резкого обострения ситуации на армяно-азербайджанской границе, не исключается, что Россия выступит с конкретным предложение к Еревану и Баку: подписать (очень даже возможно, что совместно с Россией) документ, в котором будут зафиксированы обязательства сторон по предотвращению вооружённых инцидентов на границе двух государств. Таким образом, Москва может стать гарантом невозобновления силового противостояния.
Подобное развитие событий весьма вероятно, поскольку, в отличие от карабахско-азербайджанской линии соприкосновения, армяно-азербайджанская граница юридически зафиксирована и признана на международном уровне, и она де-юре находится в зоне непосредственной ответственности России – стратегического союзника Армении.
Таким образом, Москва остается самым влиятельным государством в Закавказье: Армения – ее стратегический союзник, а Азербайджан – стратегический партнёр. Соответственно, Россия продолжит удерживать военно-политическую ситуацию в регионе под своим непосредственным контролем, являясь основным международным посредником.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте