Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Что дальше?

Автор: Пресс-папье

Подписанное10 ноября президентами России, Азербайджана и премьер-министром Армении совместное заявление не только положило конец войне в Нагорном Карабахе, но и зафиксировало новый геополитический расклад в Закавказье.
С наиболее тяжёлыми потерями из длившейся 44 дня войны вышла Армения. Она лишается почти всей территории вне собственно Нагорного Карабаха, которую она контролировала после первой войны 1991-94 годов. К Азербайджану перешла и часть самого Карабаха, в том числе, город Шуша. Из приобретений Карабаха – 5 км Лачинского коридора, который связывает его с Арменией.
Между тем, для обеспечения выполнения условий договорённостей Россия в течение всего нескольких дней развернула в зоне конфликта миротворческий контингент в количестве 1960 военнослужащих, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники. Российские миротворцы будут обеспечивать выполнение условий трёхсторонних договорённостей.
Благодаря именно посредничеству Москвы в лице президента Владимира Путина кровопролитный конфликт удалось остановить. Как стало известно из информированных источников, на протяжении всей войны официальные представители России разных уровней контактировали с Ереваном и Баку: сторонам конфликта предлагались различные варианты прекращения военных действий. Причём, всё это происходило параллельно с форматом Минской группы ОБСЕ, в котором Москва вместе с Вашингтоном и Парижем является сопредседателем. Напомним, что в течение конфликта трижды – сначала по инициативе России, а затем, соответственно, Франции и США, подписывались договорённости по прекращению огня, которые так и не были выполнены.
В итоге, на заключительной фазе достижения соглашения по прекращению войны в Карабахе остальные коспонсоры урегулирования оказались не у дел, что, по существу, обнулило многолетнюю деятельность института сопредседательства Минской группы ОБСЕ. Вашингтон и Париж наверняка не согласились бы с вводом в регион только российских миротворцев и, соответственно, ещё большим расширением геополитического влияния Москвы в стратегически важном регионе. Теперь перед большим вопросом оказалось существование посреднического формата Россия-США-Франция. Таким образом, Россия оказалась единственной страной, которая своей военной мощью и влиянием остановила войну в Карабахе.
Однако весь вопрос в том, что договорённости от 10 ноября достигнуты при непосредственном и активном участии ещё одной страны – Турции, которая, по существу, заняла место Вашингтона и Парижа в качестве партнёра Москвы по Нагорно-Карабахскому урегулированию. Как уверяют информированные источники в Ереване, российско-армяно-азербайджанское заявление было подписано после того, как Владимир Путин 7 ноября провёл телефонные переговоры с президентом Турции Реджепом Эрдоганом.
Это факт, что именно Анкара, по существу, спровоцировала Азербайджан на войну в Карабахе, и буквально с первых минут конфликта помогала своему военно-политическому союзнику. Существуют конкретные свидетельства того, что в боевых действиях принимали непосредственное участие турецкие вооружённые силы. Речь идёт, как о живой силе, так и боевых беспилотниках Bayraktar TB2, которые стали основной ударной силой Азербайджанской армии. Имеется также информация о том, что в планировании конкретных боевых операциях армии Азербайджана против Нагорного Карабаха принимали непосредственное участие высокопоставленные турецкие военные. О вовлечении Турции в конфликт на разных этапах войны говорили и официальные представители Москвы, Вашингтона и Парижа. Речь шла и о привлечении Анкарой в зону Нагорно-Карабахского конфликта сотен, а, может быть, и тысяч боевиков из Сирии и Ливии.
Прямое участие Анкары в конфликте в Нагорном Карабахе, а до этого и в системной подготовке Азербайджана к войне, имеет следующее объяснение. В течение последних лет происходит неуклонное усиление геополитического влияния Турции в Закавказье. Подобный процесс – во многом результат фактически уже сформированного военного союза с Азербайджаном и начавшегося процесса полного «растворения» Азербайджана в объятиях «братской страны».
С другой стороны, Москва зачастую действует в Закавказье (как, впрочем, и в других регионах бывшего Союза) реактивно, а не превентивно. Во взаимоотношениях с той же Арменией, являющейся её единственным союзником в регионе, после прихода к власти весной 2018 года Никола Пашиняна появились серьёзное недопонимание и проблемы. Охлаждение российско-армянских отношений негативно сказалось на геополитическом влиянии Москвы в Закавказье. Этот фактор также стал причиной возрастающей роли здесь Анкары.
Необходимо учитывать и вовлечение России и Турции в сирийский и ливийский конфликты, где, хоть и с переменным успехом, но эти страны в целом контролируют ситуацию, не давая возможности другим геополитическим игрокам серьёзно влиять на тамошние процессы. Очевидно, что сегодня Анкара в тех конфликтных регионах, где она имеет геополитические интересы и в то же время проблемы с Россией, стремится применить «сирийскую схему». То есть, добиваться, по возможности, своего максимального вовлечения, в том числе, и военного, в конфликт, выдвигать Москве свои предложения, условия или же, если удастся, требования. Затем осуществлять совместные с Россией действий по снижению напряжённости. В результате подобной политики роль Турции повышается, и, как следствие, она становится серьёзным геополитическим игроком.
Уже можно сказать, что подобную схему Анкара задействовала и в отношении Нагорного Карабаха. Другой вопрос, могла ли в данном случае Москва отказаться от «услуг» своего партнёра-соперника. Судя по всему, нет. Хотя Россия добилась, чтобы в миротворческой миссии турецкие военные не участвовали, тем не менее, министры обороны двух стран подписали меморандум о создании совместного российско-турецкого Центра по контролю за прекращением огня в Нагорном Карабахе. Как отмечается в документе, он будет осуществлять сбор, обобщение и проверку информации о соблюдении в регионе режима прекращения огня и других действий, нарушающих достигнутые договоренности. Министр иностранных дел России Сергей Лавров утверждает: «Никаких миротворческих подразделений Турецкой Республики в Нагорный Карабах направляться не будет. Об этом чётко сказано в заявлении лидеров (Азербайджана, Армении и России о полном прекращении военных действий в Нагорном Карабахе)».
Тем не менее, судя по заявлениям официальных лиц в Баку и Анкаре, Турция не отказывается от своих планов принять совместно с Россией участие в миротворческой операции в Нагорном Карабахе.
Таким образом, в Закавказье сложился новый геополитический сюжет. Он сводится к тому, что по итогам войны Россия и Турция разделили сферу влияния в регионе. Москва доминирует в Армении и Нагорном Карабахе, а Анкара полностью взяла под свою опеку Азербайджан. Остаётся понять: имея в виду пантюркистские устремления Анкары, сможет ли последняя, укрепив позиции в союзной для себя стране, в дальнейшем устремить взоры на Северный Кавказ? Со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте