Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Демонстрационный визит

Автор: Пресс-папье

Новая геополитическая ситуации на Южном Кавказе, складывающаяся по итогам 44-дневной Карабахской войны и характеризующаяся ограничением влияния Запада, при активизации соседних держав, открывает широкие перспективы для регионального сотрудничества.
Одним из бенефициаров развития межрегиональных связей может стать Иран. По крайней мере, Тегеран проявляет заинтересованность в этом, что подтвердило и турне главы МИД ИРИ Мохаммеда Джавада Зарифа в последнюю неделю января по трем странам Южного Кавказа, Россию и Турцию.
На фоне дипломатической активности в период войны России и Турции, Иран подчеркнуто дистанцировался от событий в регионе и ограничивался дипломатическими призывами к миру. Но с окончанием войны, иранцы видимо решили наверстать отставание и воспользоваться возможностями, которые для них открывают новые реалии в регионе.
С учетом того, что значительная часть освобожденных от оккупации азербайджанских территорий расположена вдоль границы с Ираном, Тегеран имеет виды на участие в проектах по восстановлению этих земель. Помимо выгодных подрядов и субподрядов для иранских компаний, возрождение этих территорий может оживить приграничную торговлю в этой местности, которая в период армянской оккупации была «мертвой зоной». Налаживание здесь торгово-экономических связей может послужить развитию отсталых северных провинций Ирана. Месседжи о желаниях иранских компаний участвовать в возрождении освобожденных территорий стали поступать из Тегерана сразу после окончания войны. Ответ Баку, судя по всему, оказался положительным.
С учетом колоссального масштаба предстоящих работ, Азербайджан нуждается в как можно большем количестве компаний, участвующих в восстановительных мероприятиях. Иранский министр со своей стороны выразил готовность компаний своей страны принять участие в реализации в приграничных территориях инфраструктурных проектов, развитии сельского хозяйства, строительстве.
Обоюдную заинтересованность у сторон вызывают проекты строительства гидроузлов и электростанций «Гыз Галасы» и «Худаферин» суммарной мощностью 300 мегаватт на пограничной реке Аракс. Межправительственное соглашение по этим проектам было подписано еще в 2016 году, хотя Азербайджан этот участок своей границы тогда еще не контролировал. По некоторым данным, стороны договорились, что Иран начнет строительство за счет собственных средств и впоследствии после возмещения затрат Тегерана, стороны паритетно будут использовать электроэнергию, вырабатываемую на двух ГЭС. Однако полностью завершить Ирану строительство пока не удалось. С учетом освобождения территорий Азербайджан теперь также мотивирован в завершении этих проектов для энергоснабжения возвращенных районов.
Азербайджанская сторона намерена принять активное участие в ускорении проектов, и, в частности, выделении финансовых средств для завершения строительства. По крайней мере, Зариф на встрече с Алиевым выразил удовлетворение тем, что «в ходе последних визитов в Иран официальных лиц Азербайджана были достигнуты договоренности об ускорении реализации этих проектов». Еще две ГЭС – Ордубадскую и Маразадскую стороны строят на реке Аракс в Нахичеванской автономной республике.
Однако не только за продвижением интересов иранских компаний в проектах на освобожденных территориях Азербайджана приезжал Зариф в Баку. Приоритетной целью миссии иранского дипломата стала реальная перспектива открытия транспортных коммуникаций, которые позволили бы Ирану стать важным звеном двух транспортных коридоров Север-Юг и Юг-Запад, соединяющих бассейны Персидского залива с Черным и Балтийским морями. Вот почему Иран ухватился за предложенный президентом Азербайджана Алиевым форматом регионального сотрудничества 3+3 (Азербайджан, Армения и Грузия + Турция, Россия и Иран). Как признал Джавад в Баку, именно этим форматом был и связан маршрут его регионального турне.
Иран желает работать в рамках коридоров Север-Юг и Юг-Запад, заявил Зариф на встрече с Алиевым. Для ИРИ особенно важны железнодорожные сегменты этих коридоров. После начала Карабахского конфликта Иран потерял беспрерывное железнодорожное сообщение с Россией и другими странами постсоветского пространства, поскольку этот маршрут проходил через Армению и Азербайджан. Правда, в последние годы Иран реализует проект строительства железной дороги до азербайджанского города Астара, которая позволит осуществлять прямые перевозки с порта Бендер-Аббас на берегу Персидского залива без смены вида транспорта в Россию и далее в Европу. Однако строительстве последнего звена этого проекта – участка Решт-Астара продвигается медленно и причина тому отсутствие необходимых средств. Ожидаемое же открытие 46-км железнодорожного коридора из Нахичеванской автономной республики через Армению в Азербайджан позволит восстановить старый советский маршрут движения поездов из ИРИ в Россию и далее в северную Европу. В советское время поезда из Ирана заходили через Джульфу в Нахичеванскую автономию и далее через т.н. «Мегринской коридор» попадали в Азербайджан, откуда следовали в другие регионы СССР. Правда, теперь и на этом направлении предстоит восстанавливать железнодорожную ветку – речь идет о 130-километровом участке из азербайджанского Горадиза до станции Миндживан на границе с Арменией. Впрочем, азербайджанская сторона уже начала восстановительные работы.
Однако есть еще и альтернатива, которая позволяет возобновить железнодорожные перевозки в северном направлении. Хоть завтра. Речь идет о движении поездов через Нахичевань в Ереван и далее через Иджеван в азербайджанский Газах с последующим направлением в Россию. Более того, этот маршрут позволяет Ирану через Армению выходить на железные дороги Грузии и ее черноморские порты с последующей паромной переправой до Украины и страны ЕС – Болгарию, Румынию и далее в Европу. Кроме того, через Грузию грузы из Ирана могут далее транспортироваться по железной дороге Тбилиси-Карс в Турцию и через нее в страны южной Европы.
Как отмечают наблюдатели в Баку, судя по тому, как Зариф последним пунктом своего визита незапланированно посетил Нахичевань ему удалось получить во всех пяти столицах согласие на возобновление железнодорожного сообщения через Нахичевань.
Запуск транспортных коридоров может позволить Ирану увеличить через свою территорию в Европу значительной части грузов из Индии и стран Персидского залива, следующих в Европу. Только из Индии ежегодно объем грузов в европейском направлении возрастает на пять процентов. При этом путь в Северную Европу через Иран для грузоотправителей на 20 процентов короче, чем через Суэцкий канал.
Помимо чисто экономических выгод, для Ирана запуск транспортных коридоров через Южный Кавказ имеет и политическое значение. Тегеран, демонстрируя свое участие в региональных форматах, будет показывать Западу, что отнюдь не находится в международной изоляции. И это будет приносить ИРИ дополнительные козыри в торге с США и Европой.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте