Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Складывается очень интересная ситуация…

Автор: Пресс-папье

Постоянно звучащие в последнее время позитивные заявления лидеров Армении и Турции относительно их готовности нормализовать двусторонние отношения могут привести к возобновлению прерванного более 10 лет назад процесса примирения.
По утверждению президента Турции Реджепа Т. Эрдогана, его страна «готова к постепенной нормализации отношений с Арменией на фоне ее примирительных заявлений».
«Я желаю успехов новому правительству Армении. Нашему региону нужен конструктивный подход. Даже если имеются разногласия, развивать соседские отношения нужно на основе уважения территориальной целостности и суверенитета. Поэтому мы можем постепенно нормализовать отношения с Арменией, новое правительство которой заявило о готовности двигаться в этом направлении», - считает Эрдоган.
Со своей стороны, Никол Пашинян заявляет: «Есть некоторые публичные позитивные сигналы со стороны Турции, мы оценим эти сигналы и ответим на них позитивно».
Между тем, в программе нового армянского правительства на ближайшие 5 лет отмечается: «Армения всегда была готова к нормализации отношений с Турцией без предварительных условий, что отвечает интересам стабильности, безопасности и экономического развития в регионе. Сегодня Республика Армения готова приложить усилия для нормализации отношений с Турцией».
Буквально на днях турецкий президент сообщил, что премьер-министр Армении Никол Пашинян хочет встретиться с ним: «Премьер-министр Грузии передал мне предложение премьер-министра Армении Никола Пашиняна о проведении встречи. Но для этого Армения должна предпринять позитивные шаги. Если эта встреча состоится, то и Турция установит дипломатические отношения».
Таким образом, складывается очень интересная ситуация. Очевидно, что за почти десять месяцев после окончания проигранной войны в Нагорном Карабахе Еревану не удаётся решить многочисленные проблемы с Азербайджаном, президент которого перманентно выступает с милитаристскими и откровенно враждебными заявления относительно Нагорного Карабаха и самой Армении. Более того, создаётся впечатление, что Алиев буквально «дожимает» Пашиняна, чтобы он согласился на все условия Баку по изменению в свою пользу геополитического и геоэкономического расклада в регионе.
Тем не менее, власти Армении пока не соглашаются открыть так называемый «Зангезурский коридор», который через армянскую территорию напрямую может связать «материковый» Азербайджан с Нахичеванью, и процесс делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы пока не начинается. Впрочем, как и столь желанные для Баку переговоры по подписанию двустороннего документа, фиксирующего поствоенный статус-кво в отношениях между Арменией и Азербайджаном. Не говоря уже о том, что более сотни армянских военнопленных находятся в плену у Баку, а азербайджанские военнослужащие уже около 4 месяцев оккупируют часть территории Армении в регионе Сюник.
В этой ситуации примирительные заявления в отношении друг друга звучат со стороны Турции – основного военно-политического союзника и главного спонсора Баку и главного противника Азербайджана – Армении. Подобные высказывания, на первый взгляд, могут показаться нелогичными и непонятными, учитывая откровенно агрессивную антиармянскую политику турецко-азербайджанского тандема. Тем не менее, как представляется, логика, здесь всё-таки существует.
Несмотря на совместную победу Анкары и Баку в прошлогодней войне и ослабление позиций Еревана, в Турции понимают, что без нормализации отношений с Арменией ей не удастся усилить свои геополитические позиции в Закавказье. Тем более, этого можно добиться посредством открытия границ между двумя странами и, соответственно, вовлечь Армению в транспортные и экономические интеграционные процессы в регионе.
Когда в 2008-09 годах была инициирована первая попытка нормализовать двусторонние отношения, в швейцарском Цюрихе были подписаны два протокола – «Об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой» и «О развитии отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой». Причём, коспонсорами этого процесса выступили США, Евросоюз, Франция и Россия. Однако он не был доведён до логического завершения, поскольку Анкара обусловила ратификацию документов в своём парламенте урегулированием Нагорно-Карабахского конфликта по сценарию Азербайджана.
После окончания прошлогодней карабахской войны Анкара и Баку считают, что конфликт уже разрешён, и необходимо приступить к открытию транспортных коммуникаций региона. Между тем, министр иностранных дел России Сергей Лавров считает: «Теперь, когда война там закончилась, есть основания для разблокировки политического процесса, транспортных и экономических связей, было бы логично, если бы наши турецкие и армянские партнеры возобновили усилия по нормализации отношений. Мы готовы самым активным образом поддержать их».
Учитывая нынешние прагматичные партнёрские российско-турецкие отношения, можно предположить, что заявление Эрдогана о том, что «в регионе нужно прокладывать железные, автомобильные дороги, которые свяжут страны, и, таким образом, многие проблемы будут преодолены», входит в логику российского министра. Естественно, Москва, имеющая в Закавказье исключительные интересы, отлично видит и геополитические аппетиты Анкары. Но сегодня она предпринимает шаги, которые могут привести не только к её военно-политическому укреплению в Закавказье, а и к получению значительных экономических дивидендов. В данном аспекте России объективно выгодно разблокирование под её фактическим контролем региональных инфраструктуры между Азербайджаном. Арменией и Турцией. То есть, как представляется, говорить о нормализации армяно-турецких отношений необходимо именно в контексте открытия транспортных коммуникаций на юге Закавказья, но вряд ли в контексте установления полноправных дипломатических отношений между Ереваном и Анкарой. Ведь для этого, по логике Эрдогана, Армения должна отказаться от продвижения процесса международного признания Геноцида армян в Османской империи в начале ХХ-го века, признать современные границы Турции, а также заключить мирный договор с Азербайджаном при условии отказа от Нагорного Карабаха.
Как бы сегодня Никол Пашинян ни высказывался в пользу нормализации двусторонних отношений, тем более, ни изъявлял желание встретиться с турецким лидером, он будет сильно рисковать, если пойдёт на подобные шаги без согласования с военно-стратегическим союзником Россией, позиции которой в Армении после второй карабахской войны серьёзно усилились. Москва наверняка будет против подобного сценария.
Сегодня все свои внешнеполитические шаги Ереван полностью согласовывает с Москвой. А ей, естественно, невыгодна полная нормализация армяно-турецких отношений. Это может привезти к выводу 102-й военной базы ВС РФ и российских пограничников из Армении. Под вопросом окажется и миротворческая операция Москвы в Нагорном Карабахе. Не для того Россия в последние годы усиливает своё геополитическое влияние на Ближнем Востоке, а теперь и в Закавказье, чтобы отказаться от своих приоритетов в таком важном регионе мира в пользу распространения влияния Турции. И не для того, чтобы потерять рычаги контроля над Арменией и Азербайджаном.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте