Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Иран и Армения не позволят изменить свои границы: Зангезурский коридор – реальность или фарс? (13.12.2021)

Автор: Абдалрахман Фатхаллахи

В минувшую пятницу (10 декабря – ПП) в Москве прошла первая встреча по региональному сотрудничеству в формате «3+3». На ней присутствовали заместители министров иностранных дел трех стран Южного Кавказа (Азербайджана, Армении и Грузии) и трех соседних стран Южного Кавказа – России, Турции и Исламской Республики Иран. Во время встречи были обсуждены события на Южном Кавказе с акцентом на напряженность между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения.
Учитывая глубину и интенсивность различий между участниками формата «3+3», то есть разногласия между Турцией и Арменией, напряженность между Грузией и Россией, конфликт между Ереваном и Баку, различия между ИРИ и Азербайджаном, возникают сомнения в эффективности и действенности этого формата. Для более детального его изучения, а также событий на Южном Кавказе «Иранская дипломатия» взяла интервью у Сейеда Али Сагаяна, бывшего посла Ирана в Армении и Бразилии, известного специалиста по вопросам Кавказа.
«И.Д.»: - В минувшую пятницу прошла первая встреча регионального сотрудничества в формате «3+3» на уровне замминистра. Учитывая глубину и интенсивность различий между странами формата, имеет ли эта группа какое-либо намерение снизить уровень напряженности в регионе и разрешить конфликты, в частности, Нагорно-Карабахского? Этот вопрос актуален в связи с тем, что Грузия из-за напряженности в отношениях с Россией отказалась от участия в саммите даже на уровне заместителя министра иностранных дел.
«С.А.С»: - Здесь следует помнить о нескольких вещах. Во-первых, создание формата «3+3» напрямую связано с 44-дневной войной осенью прошлого года между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой. Ее корни которой уходят во времена Советского Союза и его политики на Кавказе. Другими словами, Нагорно-Карабахскому конфликту более трех десятилетий, и за эти три десятилетия, как Азербайджанская Республика, так и Республика Армения понесли много человеческих, военных, материально-технических, политических, дипломатических и т.д. утрат.
Следующий момент – это роль двух ключевых стран – Исламской Республики Иран и России. Иран как общий сосед Азербайджанской Республики и Республики Армения, всегда пытался быть якорем мира, стабильности и безопасности на Южном Кавказе. Следуя этой политике, в разные моменты и периоды Тегеран любым способом пытался предотвратить эскалацию кризиса и напряженности в этом регионе.
Во время прошлогодней 44-дневной войны Исламская Республика Иран сыграла серьезную роль в процессе прекращения военных действий и установлении мира. Еще одна важная страна – Россия, которая окончательно завершила прошлогоднюю войну, предложив план действий по прекращению огня. За ним последовало политическое заявление. Таким образом, роль Тегерана и Москвы, а также Анкары в разрешении и урегулировании напряженности, кризисов и споров в регионе Южного Кавказа неоспорима.
С учетом сказанного, формат «3+3», в силу некоторых внутренних разногласий, может помочь разрешить конфликты на Южном Кавказе, однако все также зависит и от политической воли участников этого формата. Более того, политическая воля двух основных сторон конфликта, Азербайджанской Республики и Республики Армения, имеет жизненно важное значение для снятия 30-летней напряженности и установления прочного мира и стабильности.
(…)
«И.Д.»: Вы упомянули о влиянии текущих событий и о напряженности между Россией и Украиной, а также Москвой и НАТО…
«С.А.С»: - Некоторые эксперты, аналитики и наблюдатели считают, что Анкара и Баку хотят открыть прямой путь НАТО из Турции и Нахичевани в Азербайджан и Каспийское море. Однако, следует задаться вопросом, насколько Владимир Путин хочет наказать Ереван за прозападную политику Никола Пашиняна. До такой ли степени доходит это желание, что приоритеты безопасности и сдерживания НАТО отходят на второй план? Стоит ли такое наказание свободного передвижения НАТО под боком РФ и ИРИ? Я не считаю возможным расширение присутствия НАТО в сторону Каспийского моря.
«И.Д.»: - Почему?
«С.А.С»: - Причина очевидна – потому что, в соответствии с соглашением прикаспийских стран, ни одно государство - член этой организации не может прибегать к использованию фактора военного участия внерегиональных стран. В Каспийском море прогнозируется только коммерческая, экономическая и экологическая деятельность. Таким образом, Азербайджанская Республика, Турция или иная страна не могут открыть НАТО дорогу к Каспийскому морю через Зангезурский коридор или через любой другой маршрут. В то же время, если Вы посмотрите на политическую, экономическую, торговую, социальную и дипломатическую ситуацию Турции, ее сферу безопасности, Вы увидите, что открывать коридор для НАТО в Каспийское море не входит в планы Анкары, потому что этот шаг усилит напряженность между Анкарой и Москвой, а также разногласия между Турцией и Ираном.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте