Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Переформатирование Закавказья и новая геостратегическая обстановка в регионе

Автор: Пресс-папье

Состоявшийся недавно первый телефонный разговор премьер-министра Никола Пашиняна и президента Реджепа Эрдогана стал свидетельством того, что очередная попытка нормализации армяно-турецких отношений вступила в активную фазу.
На уровне спецпредставителей Ереван и Анкара с начала нынешнего года провели уже четыре встречи и достигли определённых результатов в конкретизации данного процесса. В частности, стороны условились «обеспечить возможность пересечения армяно-турецкой сухопутной границы для граждан третьих стран» и «начать осуществление прямых авиаперевозок грузов между Арменией и Турцией». Судя по заявлениям представителей армянского руководства, эти договорённости будут реализованы уже в течение нынешнего лета. Кстати, прямое авиасообщение между двумя странами восстановлено ещё в феврале.
Сегодня даже многие из оппонентов действующей армянской власти признают: в наше время отсутствие дипломатических отношений между странами-соседями и закрытые на замок границ являются анахронизмом. Открытые границы и связанное с этим оживление торговли и экономики, в том числе, возможность для Армении стать государством-транзитёром и потенциальным участником многих международных транспортных проектов, это положительные факторы. Поэтому армяно-турецкие отношения, в принципе, следует налаживать. Другой вопрос, как и какой ценой. И здесь всё не столь однозначно.
Многие местные эксперты указывают, что дешёвый и качественный турецкий импорт может убить некоторые отрасли национальной промышленности и сельского хозяйства. По утверждению бывшего главы комитета госдоходов Армении Давида Ананяна, в случае открытия границы с Турцией, страна может превратиться в очередной рынок для турецких товаров и постепенно и стать зависимой от экономики соседнего государства.
Конечно, известно множество механизмов, включая заградительные пошлины, при помощи которых можно минимизировать угрозы. Тем не менее, сегодня неизвестно, что этому поводу думает и намерено предпринять правительство Армении.
На пути к нормализации армяно-турецких отношений стоят также не менее серьёзные исторические и политические проблемы, которые, как очевидно, тормозят двустороннюю повестку. Представители официального Еревана постоянно подчёркивают, что с обеих сторон этот процесс проходит без предварительных условий, что воспринимается оппонентами, мягко говоря, с нескрываемым пессимизмом. Впрочем, одно из предусловий Анкары до 44-дневной войны осенью 2020 года уже потеряло актуальность, поскольку по её результатам территории вокруг Нагорного Карабаха сегодня находятся под контролем Баку. Тем не менее, армянская оппозиция уверена, что остальные требования Анкары к Еревану по-прежнему находятся на столе переговоров. Это отказ от международного признания и осуждения геноцида армян в Османской империи в 1915-1923 годах, а также признание нынешних границ с Турцией, которые были установлены в 1921 году согласно Карскому договору. То есть, речь идёт об отказе Еревана от идеи возвращения исторической Западной Армении, ныне находящейся на территории Турции.
Общественность Армении чрезвычайно недовольна прямым политическим и военным участием Турции в 44-дневной войне в Нагорном Карабахе на стороне ее стратегического союзника – Азербайджана. Более того, в Ереване уверены, что без решающей поддержки Анкары Баку не сумел бы победить Армению.
Более чем очевидно, что процесс армяно-турецкой нормализации был бы невозможен без России. С момента обретения Арменией независимости границу между Арменией и Турцией охраняет Пограничное управление ФСБ России в Республике Армения. Москва постоянно подчеркивает, что переговоры Ереван-Анкара начались под её патронажем, и сегодня российская сторона продолжает оказывать сторонам доброжелательное посредничество. Это естественно, поскольку в условиях жёстких западных санкций, к которым не присоединились ни Турция, ни Армения, ни Азербайджан, деблокада границ и коммуникаций в регионе напрямую вытекает из экономических, а, следовательно, и политических интересов РФ. Для России тем более важно иметь сухопутную связь с Турцией. По территории Грузии ее осуществлять нереально, учитывая проблемные отношения с Тбилиси. Остаётся союзная Армения. В этой связи может получить новое перспективное развитие и экономический коридор Север-Юг, что, безусловно, выгодно России как одному из главных его инициаторов.
К тому же, возвращение Закавказья в нормальный международный торгово-экономический оборот позволит ещё более приблизить к Евразийскому экономическому союзу Иран, поскольку Армения является членом этого интеграционного объединения, в отличие, кстати, от Азербайджана. Таким образом, можно констатировать, что бенефициарами нынешнего процесса являются Россия, Турция и Иран.
Между тем известно, что нормализация турецко-армянских отношений осуществляется параллельно с налаживанием контактов между Ереваном и Баку. Представители официальной Анкары постоянно заявляют, что в вопросе Армении «они согласовывают свои действия с братским Азербайджаном». Тем не менее, в Баку явно не желают деблокады границы Турции с Арменией до тех пор, пока не будет подписан армяно-азербайджанский мирный договор. Данный процесс может продлиться довольно долго, а сухопутная дорога между Арменией и Турцией, судя по всему, нужна Москве и Анкаре уже сейчас.
Какие рычаги есть у Азербайджана для того, чтобы этому помешать? Главный его козырь – Нагорно-Карабахский конфликт – потерял свою актуальность после окончания 44-дневной войны. Между тем, известно, что традиционным союзником и партнёром Азербайджана является Великобритания. Естественно, на Темзе не могут принять тот факт, что Россия намерена получить новую возможность для обхода западных санкций. Поэтому более чем вероятно, что Лондон будет мешать этому процессу и традиционно станет делать это посредством Азербайджана. Ещё во время и после Карабахской войны 2020 года информированные российские и западные СМИ публиковали сообщения о том, что Баку получает активную поддержку со стороны не только союзной Турции, но и Великобритании. Более того, среди экспертов есть устойчивое мнение, что Лондон фактически установил полный контроль над Баку и отдал Анкаре операционное управление процессами в Закавказье.
В самой Армении отношение радикальной оппозиции к шагам Никола Пашиняна по армяно-турецкому примирению однозначно отрицательное. Сегодня главным оппонентом властей является движение «Сопротивления», в которое входит парламентская оппозиция. В период недавних перманентных антиправительственных акций протеста, во время которых звучали жёсткие призывы к отставке премьер-министра, одним из основных лозунгов было требование отказаться от переговоров с Анкарой. Однако многодневные митинги, по существу, имели нулевой результат. Вместе с этим завершилось и активное противодействие намерениям Пашиняна нормализовать армяно-турецкие отношения. Таким образом, внутри Армении, во всяком случае, сегодня, у премьера нет особых проблем для продвижения армяно-турецкой повестки. Хотя кредит доверия Еревана и Анкары друг к другу пока по-прежнему низкий, складывается впечатление, что Никол Пашинян полон желания довести данный процесс до логического конца, то есть, подписать соответствующие межгосударственные документы.
Очевидно, что основные события происходят в дипломатической плоскости, и не только, а может, не столько на двустороннем уровне. Тем более, что нормализация армяно-турецких отношений и, как следствие, открытие сухопутных границ между ними, в большей степени зависят от геополитических факторов, конъюнктуры, а также от консенсуса между основными мировыми и региональными игроками. Ведь при положительном решении этого вопроса произойдёт серьёзное переформатирование Закавказья и, как следствие, в регионе сложится новая геостратегическая обстановка.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте